После определенной паузы на публике появился премьер Д.А.Медведев, обратившийся к теме образования. Тема, понятно, важная и актуальная, а контекст, в которой она находится, безбрежный. Дело, вообще, серьезное: образование, премьер. Что выбрал премьер главным? Любовь, ёлы-палы!
Ну, не cразу. Сначала было официально - заседание попечительских советов Сибирского и Южного федеральных университетов. В Красноярске. Но тут проблема: все, что СМИ по этому поводу упомянули (а пресс-служба премьера как-то не очень суетится), так лишь то, что Д.Медведев не считает целесообразным дальнейшее увеличение количества федеральных университетов в России.
То есть, конечно, не так формально: "У нас девять федеральных университетов, наверное, дальнейшее расширение их количества не является оптимальным путем, поскольку бесконечно создавать федеральные университеты было бы неправильно. Их у нас уже довольно много". Ну и, разумеется, "необходимо сделать акцент не на количестве вузов, а на качестве образования".
Имелись также добрые слова в адрес хозяев, то есть - Сибирского и Южного федеральных университетов. Впрочем, уточнение: на финансирование С. и Ю. ФО "были направлены в целом не маленькие деньги". Тут же и первое поучение: "Самое главное, чтобы вокруг университетов была творческая среда". Второе: очень важным является и эффективная интеграция науки и бизнеса, "должна создаваться и современная инновационная структура, и тогда ваш опыт будет моделью для отработки новых технологий и подходов к модернизации высшей школы".
Затем было живее. Вообще, образование, это когда одни других чему-то учат. Поэтому тему можно рассматривать с двух сторон - со стороны тех, кто учит и наоборот, со стороны тех, кто учится. Первый подход уже отработан выше, а затем наступила очередь второго - Д.А.Медведев общался со студентами.
Любопытно, специально ли график премьера строился с учетом дня этого, как его... Валентина, но ведь совпало же. Вот и СМИ излагают, начиная именно с этого пункта: "В День святого Валентина премьер-министр России Дмитрий Медведев пообщался со студентами и дал совет, как влюбить в себя девушку". Совет: "Нужно быть настойчивым. Абсолютно серьезно говорю. Знаю по собственному опыту. Если проявляешь настойчивость в этом деле, всегда достигаешь результата, если ты конечно по-настоящему любишь человека и хочешь быть с ним вместе".
Тема получила развитие: по словам Д.А.Медведева, именно в студенческое время человек переживает особо сильные чувства: "У меня, конечно, как у любого человека, много чего было. Надеюсь, что еще будет. Могу сказать, что когда ты учишься в университете и когда ты еще совсем молодой, может быть, даже свои чувства ты оцениваешь иначе. Именно поэтому студенческая пора - она самая прекрасная". Что тут можно сказать? То, что студент Медведев жил не в общежитии.
Да, о стипендиях: премьер сообщил, что стипендии не будут отменены, но законодательно закреплять их минимальный размер нецелесообразно. По его мнению, стипендия "никогда не была и не будет той формой поддержки", которая могла бы обеспечить студентам нормальный уровень жизни. Тут даже общий структурный вопрос: если уж стипендия никогда не рассматривалась как способ обеспечить нормальный уровень жизни, то зачем она вообще платится? Это не к тому, чтобы не платить, а интересно: вот же, платятся стипендии, в сумме - уже большая сумма, а чем именно сейчас государство мотивирует необходимость их выплат? Что имеется в виду?
Следующий пункт касался темы обязательного распределения выпускников. Премьер считает, что это невозможно, но "допустимо заключение специальных договоров со студентами". Тут, похоже, премьером снова овладели воспоминания о лучших годах его жизни: "Невозможно загнать железной рукой в счастье. Все попытки, которые предпринимались, заканчивались не очень хорошо". Это он, конечно, уже обобщает, но только и ситуация изменилась: в данный исторический период с присущим ему способом хозяйствования гарантия работы после вуза вовсе выглядит способом загнать кого-то куда-то, а даже наоборот.
Но тут начался какой-то ёжик в тумане: "Работодатель или государство, которое оплачивает обучение, может заключить договор: если мы за тебя платим, то просили бы тебя поработать в конкретном месте. Если не хочешь, это твое право, но денежки верни". То есть, снова что-то мутное между двумя форматами хозяйствования: что такое "попросили бы"? Типа "банк попросит вернуть кредит"? Если есть контракт, то это контракт, и думать надо, скорее, чтобы его условия соблюдал инвестор? А почему надо употреблять слово "денежки"? Ну, видимо, влияет День св.Валентина и исходная тема любви. Де-е-енежки...
Следующее наставление премьер состояла в том, почему важно, чтобы они возвращались в родные места и работали там: "За нас никто не сделает нашу работу. Если вы действительно болеете за свой район, за то место, откуда вы происходите, надо просто возвращаться туда и работать, я абсолютно серьезно об этом говорю".
Альтернатива распределению известна: "Я считаю, что призыв выпускников университетов, получивших военно-учетные специальности на военных кафедрах, должен определяться потребностями самих Вооруженных сил". Ну логично, чего уж. И снова воспоминания о лучших годах жизни: "У нас была военная кафедра. Всем присваивали воинские звания, и я получил звание лейтенанта артиллерии, что на самом деле мой кругозор довольно существенно расширило, потому что законодательство военной службы, навыки в области военной юриспруденции - их и так можно получить, но то, что я еще стал и лейтенантом артиллерии, дало мне представление немножко о другой сфере жизни".
И вот, слово за слово, и дошло до главного, до великой русской литературы и литературы вообще. Тут премьер вспомнил уже детство: "Когда я учился в школе, в нас, по сути, вдалбливали русскую классическую литературу, великую литературу, но очень многие произведения вызывали у меня скуку и нежелание читать именно потому, что нам говорили - вы обязаны все это прочитать". Ну, теперь-то он понимает, что "тогда еще просто не дорос для понимания литературных произведений".
Собственно, это был вопрос о списках книг, обязательных для чтения. Ответ: можно составлять любые списки, но вопрос в том, будут ли ими пользоваться. "В то же время в программе, конечно, должны оставаться великие произведения, с которыми надо стараться знакомиться в школьные годы. У каждого свой путь, например, к классической литературе. Мне кажется, что читать надо разную литературу. Нужно читать и нашу классическую литературу, и прекрасные образцы зарубежной классической и неклассической литературы. Но самое главное - чтобы получать от этого удовольствие".
В этой связи (с тем, что такое самое главное) находится еще одна фраза, но вот беда - агентства дают ее без кавычек. Ну, в пересказе она выглядит так: "Как заявил премьер, насильно нельзя привить высокую культуру". Воистину нельзя, дык.