- Растолкуйте, господин президент, что это за жилищная реформа? В чем ее суть? И для чего она нам нужна?
- Спасибо вам за этот вопрос. Действительно мало, что происходит в этой сфере. Но надо сказать, что и реформы-то и не начинались. Есть только разговоры по поводу этой реформы.
Это, вы знаете, то же самое примерно, если бы кто-то из нас страдал каким-то тяжелым хроническим недугом много лет, а потом пришел к доктору и сказал: "Завтра у меня тест, я хочу вступить в отряд космонавтов. Дайте мне таблетку, завтра мне нужно пройти с блеском медосмотр". Такого чуда не произойдет.
Вот системе ЖКХ, она складывалась, проблемы в ней складывались годами и не только за последние 10 лет. Вы достаточно молодой человек, я тоже себя старым не считаю, но помню, и люди моего поколения помнят прекрасно массу анекдотов про, значит, про водопроводчиков еще советского времени: то гайки нет, то труба полетела, то там потекло, то здесь протечки - всегда это было.
Значит, это недостаточное финансирование продолжалось десятилетиями. Но в советские времена, хоть и числилась вся эта собственность за муниципалитетами, фактически, фактически финансировалась из центра, потому что руководители соответствующих так называемых плановых комиссий и исполкомов ездили в Москву, либо в областной центр, вышибали, как они говорили, выбивали ресурсы, и потом все это опускалось вниз вплоть до ЖЭКов. Всего не хватало, было не до финансирования, все потихонечку загнивало, но в общем как-то держалось на плаву. Начиная с 90-х годов вот вся эта система ЖКХ реально была передана в муниципалитеты. Муниципалитеты, их финансовые возможности, бюджетные возможности, конечно, абсолютно не соответствуют потребностям этой системы ЖКХ.
Поэтому здесь очень многое нужно сделать. И главное, главное, нужно начать с того, чтобы деньги, которые и сегодня государство выделяет, в том числе из центрального, федерального бюджета на эту сферу, шли не предприятиям-монополистам на места, не важно даже, частные они либо государственные, важно то, что они монопольное положение занимают, а шли непосредственно людям - вам, другим, другим собственникам жилья.
И вот когда люди на своих личных счетах, специальных, конечно, но личных счетах, но будут аккумулировать эти средства, создадут товарищества пользователей либо собственников жилья и будут сами заказывать эти услуги, тогда эти деньги государства будут работать гораздо более эффективнее.
По подсчетам специалистов, и денег потребуется процентов на 20 меньше, чем сегодня мы тратим на эту сферу. И кроме этого, будет достигнут еще другой эффект, немаловажный для нашей страны, население которой в общем-то небогатое. А именно, государственная помощь будет направляться именно тем людям, которые нуждаются в этой помощи, а у тех, у которых, тем людям, у которых высокий доход, те должны будут платить полным рублем.
- У меня есть вопрос, меня очень он волнует. Значит, вот такой вопрос: чем объяснить, почему суды за незначительные преступления осуждают длительным сроком лишения свободы, в то же время не применяет другие меры наказания, предусмотренные Уголовным законодательством?
- Павел Григорьевич, вы затронули одну из самых болевых точек. В десятку попали. В проблему. Такая проблема существует. Это - искаженная, я считаю, искаженная уголовная политика государства. Она выражена в Уголовном кодексе, и мы должны, конечно же, подумать на тему о том, как ее изменить. Ничего подобного в других демократических государствах не происходит. За незначительные преступления, конечно же, могут назначаться меры наказания, не связанные с лишением свободы. Вместе с тем нам нужно обеспечить исполнение судебных решений, касающихся людей, которые совершили тяжкие преступления, и здесь государство должно быть последовательным. Эта задача перед правительством поставлена, и мы ее будет решать.
- Знаете ли вы, что в народе существует понятие "рынок крышевания" и первые места в этом преступной рейтинге занимают представители правоохранительных органов? Что высшая власть намерена сделать, чтобы победить сильнейшую мафию страны?
- Знаю. Я знаю, что такая проблема существует, и здесь простых решений нет. Вообще я думаю, что на эту тему - а это очень близко с другой темой, с темой коррупции - наверняка вопросов много. Вообще, коррупция и злоупотребления в сфере государственной власти, тем более в правоохранительной сфере, они характерны не только для России - это беда многих стран, но в России это приобрело определенный размах, на который государство не имеет права не обращать внимания.
Для того, чтобы решить эту проблему, нужно менять ситуацию в обществе в целом - в экономике, в воспитательной сфере. Но нужны и осознанные административные решения. Одно из направлений решений этой проблемы - это укрепление правоохранительных органов и проведение судебной реформы. Именно для этого и был принят пакет законов о судебной реформе с целью укрепить суды, сделать их, с одной стороны, более независимыми, а с другой стороны - подконтрольными обществу и государству.
Как вы знаете, как вы знаете, с этого, со следующего года вступят в действие положение уголовно-процессуального закона, согласно которому ни один гражданин не может быть подвергнут допросу даже при задержании, не только при аресте, а при задержании, если, если отсутствует адвокат.
То есть я хочу сказать, что, если вас кто-то с 1-го, начиная с 1 июля следующего года задержал, просто задержал на улице, он не имеет права вас подвергнуть допросу, если вы требуете, чтобы рядом с вами сел ваш адвокат. Не может быть возбуждено уголовное дело со следующего года без согласования с прокуратурой. До настоящего времени уголовное дело могло быть возбуждено в отношении любого гражданина органами внутренних дел по собственному усмотрению.
Теперь решение это будет приниматься тоже Министерством внутренних дел, сотрудниками МВД, но по согласованию с Прокуратурой. Укрепилась система самих судов. Мы ввели верхний предел по возрасту для судей - 65 лет, раньше такого предела не было вообще. Введен особый порядок привлечения судей к ответственности, в том числе к уголовной ответственности. Разработан порядок осуществления в отношении судей, проведения оперативных мероприятий. Все, все это описано в законе и так далее, и так далее.
И что очень важно, на мой взгляд, хоть это как бы напрямую и не связано вот со сферой деятельности МВД, но, тем не менее, это общее укрепление правопорядка в стране.
Мы обратили особое внимание на исполнение решений и проведение в жизнь решения Конституционного суда. Все это вместе должно способствовать укреплению возможности государства, наведению порядка в этой сфере.
- Уважаемый Владимир Владимирович. В последние годы я и мои коллеги сталкиваемся с большим количеством людей, которых сейчас именуют "вынужденные переселенцы". Их много. В некоторых районах, местах области их количество превышает количество местного населения. Сказать, что у этих людей много проблем, - это не сказать ничего, и решить эти проблемы на местном уровне практически невозможно. Будет ли у этих людей возможность вернуться домой? И когда они смогут это сделать?
- Действительно эта проблема очень важна особенно для Юга России, это правда. Я вам приведу такие цифры. У нас за эти годы в Россию приехало из стран ближнего зарубежья, из стран СНГ, примерно 8 млн человек, из них 4 млн проследовали транзитом в другие страны на постоянное жительство, либо вернулись назад, 4 млн остались у нас.
Мы на эти цели ежегодно тратим определенные деньги - не очень приличные, но все-таки значительные для нас. Мы помогли решить жилищные проблемы почти полумиллиону человек - 480 тыс., по-моему. Ну, могу ошибиться, но не намного. Из них 60 тыс. получили квартиры, а остальным были даны деньги, которые, конечно, полностью квартирную проблему не решают, но помогают приобрести жилье. Но обратите внимание, у нас 90 тыс. бесквартирных офицеров - 60 тыс. получили возможность, переселенцев, приобрести жилье в России. Ну, даже для нас это заметно.
К сожалению, у нас эта сфера крайне не урегулирована. У нас запутанное, не просто либеральное, а запутанное законодательство. Оно слишком политизировано. Вообще должен сказать, что подавляющее большинство промышленно развитых стран решает свои демографические проблемы главным образом за счет притока иммигрантов, даже проводит определенную политику по привлечению иммигрантов и имеют в связи с этим большие проблемы, потому что, как правило, приезжают люди, не знающие языка, люди другой культуры и т.д. и т.д.
Для нас - это подарок судьбы, честно говоря. Граждане бывшего Советского Союза, которые все владеют русским языком, одной ментальности с нами, одной культуры и т.д. и т.д. Они легко адаптируются.
Но мы должны иметь выгодную для нас, я не побоюсь этого слова, иммиграционную политику. Мы должны привлекать трудовые ресурсы туда, куда государству нужно, а не позволять ехать куда угодно и кому угодно. Вот такой ситуации у нас нет.
Значит, мною дано соответствующее поручение правительству, и мы будем пытаться проводить этот закон через парламент. К сожалению, еще раз хочу вернуться к этому тезису, у нас слишком политизирован этот вопрос. Часть депутатского корпуса продолжает настаивать на том, что все граждане бывшего Советского Союза - это одновременно и граждане России, они имеют право на все. Я думаю, что такой период времени, когда мы помогали беженцам, прошел. Все, кто хотел переехать, уже переехал, и все, кто хотел остаться на постоянное жительство в тех республиках, где они живут, уже остались. Ну, за незначительным исключением. За незначительным исключением.
Поэтому мы должны вырабатывать - не совершенствовать закон о беженцах, а мы должны выработать нормальное, выгодное для России миграционное законодательство. Это и будем делать.
- Владимир Владимирович, у меня к вам такой вопрос. Вы знаете, что у нас миллионы детей беспризорников. Они не учатся. Что их ожидает в будущем, какие меры принимаются на государственном уровне по этому вопросу?
-Проблема действительно очень большая и достаточно сложная. Действительно, очень много беспризорных детей. Эта проблема, это особенно видно в крупных городах - в таких, как Москва, и в крупных городах Юга России, вот там это наиболее заметно. Знаю об этом.
В чем состоит проблема? Если, скажем, после октября 1917 года, после Гражданской войны было очень много беспризорных детей, оставшихся без родителей, то сегодня, к сожалению, у нас очень много беспризорных детей при живых родителях. И вторая часть этой проблемы: очень много детей беспризорных, которые приезжают в наши города из других стран СНГ, из бывших республик Советского Союза. И тоже - при живых родителях.
Поэтому решение этой проблемы не может быть таким же, каким оно было в 20-е годы прошлого века. Здесь прежде всего нужно разработать систему мер по укреплению семьи, по здоровому образу жизни и так далее, и так далее.
Хотя с самой проблемой - изъятие детей с улицы - конечно, нужно бороться оперативно. У нас есть подраздел программы "Дети России", который на эту проблему внимание обращает, но, видимо, недостаточно. Поэтому совсем недавно я дал отдельное поручение правительству разработать систему мер, направленную на решение этого сложного вопроса и острого очень вопроса. Персонально этим будет заниматься в правительстве Валентина Ивановна Матвиенко.
- Я хочу спросить про суды. Вот идет судебная реформа. Ну, во-первых, интересно было бы, как она дойдет до нас, до обычных людей? 0И вот сомнения такие. Усложняется все время процесс судопроизводства. Я, конечно, имею в виду, ну, гражданские пока дела только. Так вот без адвокатов обойтись совершенно невозможно. Вот в этом - вопрос. Может быть, совершенствование судебной реформы должно идти и вот в области упрощения ее как-то, судопроизводства именно, чтобы не надо было обращаться к адвокатам, потому что это совершенно не всем доступно простым таким людям, обычным - не доступно.
- Ирина Львовна, я думаю, что здесь мы должны идти по двум направлениям. Первое - это мы должны предоставить гражданам возможность тем, кто хочет и может это делать, воспользоваться услугами адвоката сразу же, как только, как только он столкнулся с какими-то проблемами, либо с государством.
Если сегодня адвоката можно требовать с момента ареста, по-моему, то с 1 июля следующего года, еще раз повторяю, адвоката можно требовать немедленно - с момента задержания. Никто не может вас подвергнуть допросу с 1 июля следующего года даже при задержании. Вы имеете права потребовать адвоката. Это первое.
Второе, на что нужно обратить внимание, как мне кажется, это нужно принимать все больше и больше законов прямого действия. Это, кстати говоря, и одна из основных, одно из основных направлений борьбы с коррупцией в целом. Если мы имеем в распоряжении законы прямого действия, тогда и не нужно обращаться ни к чиновникам, ни к адвокатам. Ясно, что, ясно, чего может требовать гражданин от государства.
Ну и, наконец, нужно совершенствовать судебную, не только судопроизводство, но и судебную культуру в целом, правовую культуру. Думаю, что легких решений так же, как и в других сложных вопросах, здесь нет, но если мы последовательно будем, будем действовать по всем этим указанным мною направлениям, то можно рассчитывать на успех.