Я боюсь избирательных ивнезапных прозрений.
В России чем ярче луч правды, тем темнее подвал,из которого он светит.
В стране вовсю идеткампания по борьбе с «культом столичности».
Однако политическийскандал вокруг Лужкова к самому Лужкову имеет минимальное отношение. Это нестолько борьба Кремля и Белого дома с Мэрией Москвы, сколько борьба междуКремлем и Белым домом по поводу Мэрии Москвы. Лужков здесь – не более чемповод. Причины конфликта лежат в совершенно другой плоскости.
Российский трест лопнул от внутреннего напряжения.
Я не уверен, что нынешнююатаку на Лужкова вообще кто-то всерьез и загодя планировал. Тем более, чтокто-то хотел ее начать именно сейчас.
Все случилось само собой.Просто напряжение не может расти бесконечно, рано или поздно должна проскочитьискра. Политические отношения внутри и вокруг «тандема» стали слишком сложнымии запутанными. Слово за слово – и вот уже в атмосфере всеобщей подозрительностивспыхнула преждевременная война. Война, к которой никто, на самом деле, неготов по-настоящему и которая абсолютно никому не пойдет на пользу.
Кремль открыл ящик политической Пандоры.
Я не исключаю, что вскорес экранов телевизоров выползут в свет такие чудовища, по сравнению с которымирассказы о семье Батуриных-Лужковых покажутся репортажами из светской хроники.
Лужков не делал ничего того,чего не делали бы в последние пятнадцать лет другие представители властвующейэлиты. Его империя мало чем отличается от других чиновных империй. Что сделалтакого Лужков для своей жены, чего не сделала Матвиенко для своего сына? Этотряд можно продолжать до бесконечности.
Если сейчас у правящейэлиты не хватит ума и самообладания прекратить эту кампанию, то YouTube вскоре перегреетсяот перекрестных взаимных разоблачений. Этот мутный поток политических фекалийпрактически невозможно будет удержать в намеченном русле. Зальет всю полянку…
Случившееся больше напоминает несчастныйполитический случай, чем продуманный план действий.
Для спешки не былоочевидных причин. В июне следующего года срок полномочий Лужкова истекал сам посебе. Его шансы быть переизбранным равнялись нулю, и он это понимал. В нормальной ситуации эти несколькомесяцев ничего не решали ни для Кремля, ни для Белого дома. Все разговоры поповоду особой роли Лужкова в обеспечении результата выборов – блеф. Покаобщество сыто и спит, обойдутся без Лужкова; когда общество проснется, никакойЛужков не поможет.
Затраты по ускоренному выкуриванию пчел измосковского улья в десятки раз превосходят издержки, вызываемые недостачей меда.
К борьбе с коррупцией этакампания никакого отношения не имеет. Страна не узнала из наспех смонтированныхрепортажей ничего такого, чего бы она не знала раньше. Речь идет лишь об официальном признании того, что давноявляется секретом Полишинеля. Но – о Господи, как это было сделано! Фильмы,показанные по НТВ, вызывают чувство такой гадливости, что способны сами по себевывести людей на демонстрацию в защиту Лужкова.
Похоже, что это турнир без призового фонда.
Ни одна из сторон неприобретает ничего существенного в результате победы в этом «блицкриге».
Вопрос о том, уйдетЛужков или усидит, в этой ситуации вообще не имеет никакого значения. Как ужебыло сказано, уход Лужкова был предрешен без этого скандала, несколько месяцевсовершенно ничего не решали. Это борьба не против Лужкова.
Вопрос о том, кто придетна смену Лужкову, кажется более существенным. Тут достаточно важно, будет лиэто человек Путина, Медведева или вообще самостоятельная фигура. Нервозностьпоследних недель показывает, что полного единства относительно кандидатурыпреемника Лужкову между Кремлем и Белым домом нет. Но решать этот вопроснемедленно не было особой необходимости.
Все три главных участника конфликта – Медведев,Путин и Лужков – оказались заложниками исторически сложившихся обстоятельств.
У меня есть три версии,почему произошел этот «эксцесс», и события завертелись с бешеной скоростью.
Во-первых, борьба за«московское наследство» в коридорах Кремля и Белого дома достигла такогонакала, что кто-то из претендентов вольно или невольно спровоцировал фальстарт.
Во-вторых, появившиеся«условности» в отношениях между Путиным и Медведевым уже не позволяют имдействовать слаженно, вовремя пресекая рискованные инициативы своего окружения.
В-третьих, сам ЮрийМихайлович, чья политическая адекватность достаточно давно находится подвопросом, повел себя излишне самоуверенно, чем спровоцировал преждевременнуюатаку на себя.
Изо всего этого следует,что политические последствия этой войны никем по-настоящему не были обсчитаны.Единственный вопрос, который должен сегодня всех волновать: удастся ли удержатьэту кампанию под контролем?
Открыть ящик Пандорылегко, закрыть трудно. В России политическая стабильность зачастую превращаетсяв свою противоположность, минуя всякие переходные периоды.