Если отвлечься от конъюнктурных обстоятельств весны текущего года, то целью скороспешной отставки кабинета Касьянова и затеянной вслед за этим грандиозной административной реформы было, в конечном итоге, наиболее полное раскрытие потенциала экономического роста, якобы образовавшегося за первый президентский срок. Отставка состоялась 15 марта. Спустя неполных 8 месяцев можно уверенно констатировать: цель достигнута, потенциал экономического роста раскрыт в наиболее полной и наглядной форме. Все было бы замечательно, но этот потенциал оказался равным нулю.
Показатели экономического роста (точнее, остановки оного) за сентябрь-октябрь опубликованы. В условиях сверхблагоприятной экспортной конъюнктуры они производят сильное впечатление уже сами по себе.
Добавим к этому свидетельства больших начальников.
По словам г-на Грефа, сказанным на международной конференции «Инвестиции в будущее России: новые рынки и возможности», «никто не будет инвестировать в дороги, порты, взлетные полосы, которые находятся в очевидно отсталом положении по сравнению с другими секторами». Для автомобильных дорог это верно; там частных инвестиций могут ожидать только отчаянные фантазеры из Минтранса. Но сила констатации г-на Грефа не в этом: оказывается, в России частному бизнесу невыгодно вкладываться в стандартные высокодоходные проекты, даже в строительство портовых сооружений для экспорта нефти или переработки контейнеров, не говоря уже об аэродромах и железнодорожных узлах. Ну да, Бог с ней, с инфраструктурой.
Находясь на Лесном саммите в Финляндии г-н Фрадков, а вслед за ним г.г. Трутнев (министр природных ресурсов) и Шаронов (замминистра МЭРТ) дружно объясняли хозяевам форума, что России настоятельно необходимы финские инвестиции в лесопереработку, поскольку русские инвесторы в этот бизнес вкладываться не будут. Более того, получение финских инвестиций ставилось как непременное условие стабильных поставок нашим соседям русского круглого леса.
В рамках примерно той же парадигмы (своих инвестиций, мол, нет, — зовем чужие) российские официальные лица приглашали в последнее время инвесторов из Германии, Италии, Китая, государств персидского залива и Южной Америки.
К перечисленным высказываниям российских начальников добавлю заявление г-на Дворковича из администрации Президента, сделанное в ходе конференции «Влияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России»: «Действующая налоговая система с учетом всех последних изменений ставит под вопрос инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли».
Этот молодой человек знает, о чем говорит. Опираясь на официальные данные Федеральной налоговой службы, нетрудно вычислить, что, к примеру, фискальная нагрузка на НК ЮКОС за 2002 год составляет без учета пеней и штрафов 62,8% от валовой выручки, а с учетом оных 87%. В аграрной экономике это называется забоем молочного стада.
Благонамеренные оппоненты непременно отметят, что проблемы ЮКОСа следует выносить за скобки экономических дискуссий, что к остальному бизнесу никто не собирается применять такие драконовские меры. Возражу: вся эта запредельная фискальная арифметика подтверждена судебными решениями и, следовательно, приняла универсальную силу Закона. Так что, не будем спрашивать, «по ком звонит колокол»…
Высокие зарубежные гости и хозяева различных саммитов и форумов отвечают на инвестиционные приглашения русских коллег вежливо и уклончиво. Оно и понятно — за несколькими известными географическими исключениями частные инвестиции строем не ходят даже к сугубо дружественным соседям.
Неофициальные зарубежные лица из числа понимающей публики откровенно смеются: какие вам еще инвестиции, у вас и без того голландская болезнь, вы же с притоком нефтедолларов не справляетесь!
Им очень сложно возразить в свете следующих данных.
За последние 8 месяцев в Россию только от нефтеэкспорта приходило примерно 1480 долларов в секунду; при том скорость убегания денег за рубеж составила более 400 $/сек, скорость пополнения Стабилизационного фонда — 650 $/сек, скорость проедания нефтяных денег на текущие нужды компаний и бюджетополучателей — 430 $/сек.
Российский бизнес не инвестирует по месту жительства в виду жестких (часто непредсказуемых) фискальных изъятий и, главное, тревожных ожиданий произвольных изъятий собственности, то есть по причине полного отсутствия веры в будущее. Цитированные выше официальные лица с этим, в сущности, согласны; как следует из их высказываний, частному бизнесу в России невыгодно инвестировать в инфраструктуру, в перерабатывающую промышленность, а в последнее время, даже и в нефтянку. Правда, те же официальные лица одновременно приглашают российский бизнес к таким экзотическим сферам инвестирования, как частные тюрьмы. Не стану иронизировать на эту тему, ибо, как говорят избиратели Ющенко-Януковича, «не замай лихо».
Российское государство не инвестирует из-за боязни подтолкнуть инфляцию, из опасений ухудшения внешнеторговой конъюнктуры, ввиду незавершенности дележа по интересам, то есть, в сущности, от того же отсутствия веры в будущее.
Между тем, для здравомыслящего инвестора (который, как я писал уже однажды, не хочет играть в рулетку и не рассчитывает на эффект Хаммера — см. статью «Крах налоговой системы») вера в будущее — субстанция фундаментальная. Она явно заложена даже в стандартном расчете NPV, заложена просто по факту исчисления дисконтированных расходов-доходов 5-го, 10-го или даже 25-го года с момента принятия инвестиционного решения.
Если даже сидя на мешке с нефтедолларами, особой веры в будущее не испытывает сегодня ни российский бизнес, ни российская власть, то какого рожна к нам должны попереть иностранные инвесторы?
Итак, подведем итоги 8-месячного раскрытия потенциала роста.
Суровый инвестиционный климат прошлых лет стал за последние 8 месяцев еще суровее. В условиях рекордного притока валюты в страну ни государство, ни российский бизнес, ни благонамеренные иностранцы не торопятся вкладываться ни в какие промышленные проекты. Обыватель любым сбережениям предпочитает потребление, если сбережения все-таки есть, то он хранит их под подушкой, а если и вкладывается, то только в недвижимость.
Скромный 6-7-процентный рост, за предсказание которого еще пару месяцев назад г-н Фрадков журил г-на Грефа, сегодня кажется атрибутом безудержного оптимизма. Лозунг удвоения ВВП за 10 лет четко встает в один ряд с обещанием Н. С. Хрущева построить коммунизм к 1980 году.
Приехали. Остановка по требованию!
Какова может быть реакция власти на все эти очевидные вызовы? Сценарии, доступные к рассмотрению, приведены в таблице.
№№ | Рассматриваемые сценарии | Оценки их вероятности |
0 | Формировать нормальную институциональную среду для экономического роста. То есть отказаться от фискального произвола и «басманного правосудия»; от нагнетания атмосферы страха и бдительности; от практики формирования властных структур по вузовскому типу*, как и от массового рекрутирования во власть полуграмотных «техаских силовиков». | В силу заданных начальных условий, увы, 0%. |
1 | Действовать в духе анекдота времен позднего Брежнева: хрен с ним, что паровоз в коммуну больше не летит; задернем шторки в вагоне и будем дружно пыхтеть и посвистывать, изображая движение поезда. В условиях жестко выстроенных электронных СМИ сценарий вполне исполнимый и, в сущности, не самый скверный. | Порядка 40%. |
2 | Найти виноватых, затеять очередную перетасовку правительства, и на этом пути якобы «сохранить макроэкономическую стабильность, — как говорит г-н Греф, — обуздать чиновников, снизить налоговую нагрузку и построить партнерские отношения государства с бизнесом». Данный сценарий практически эквивалентен и равновероятен предыдущему. | Порядка 40%. |
3 | Произвести коренной поворот в экономической политики, связанный с мобилизационными идеями «все для фронта, все для победы». | Увы, бесспорно более 0%. |
4 | Сценарии в «смешанных стратегиях»: № 1&№ 3 или № 2&№ 3, то есть, стагнация в смеси с какой-то формой мобилизации, например, ползучей, в духе соображений Д. Шушарина. | Порядка 20%. |
*Имеется в виду распространенная практика набора студентов, в рамках которой минимальное число мест отводится «ботаникам» и победителям всяческих олимпиад, какую-то часть абитуриентов зачисляют по звонкам влиятельных друзей и родственников, прочие места выставляются на продажу.
Какие практические выводы может сделать просвещенный обыватель из нашего сценарного анализа?
В плане социального поведения ответ очевиден: стань «сицилийцем», или имей то правительство, которое ты заслуживаешь.
В плане инвестиционного поведения ответ еще более очевиден и четко сформулирован нобелевским лауреатом сэром Кейнсом: «в условиях неопределенности максимизируй конечное потребление».
Так что, выпивайте и закусывайте, дорогие товарищи!