будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минздрав здравоохранение в России
Ноябрь 18, 2025
Страна
Храпылина Любовь

Принуждение к диспансеризации

Принуждение к диспансеризации
800-600
Врач проводит диспансеризацию. Источник: pixabay.com

Ввести ответственность для работодателей, работники которых не прошли диспансеризацию или профилактический осмотр, предлагает Минздрав России. В качестве наказания для таких работодателей ведомство предлагает увеличивать тариф отчислений в систему обязательного медицинского страхования.

По данным газеты «Коммерсантъ», эта идея обсуждалась в мае на совещании в Минздраве с участием представителей Минюста и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). В конце июня Минздрав уведомил о нем правительство.

Размер ставки для работодателей, не следящих за здоровьем работников, и другие детали предложения Минздрав намерен назвать после совещания с экспертами отрасли. Между тем опрошенные СМИ эксперты заявили, что сама по себе диспансеризация ничего не дает, поэтому наказывать за ее непрохождение было бы неправильно.

Специалисты, опрошенные газетой, подчеркивают, что в настоящее время в программе диспансеризации обследования, имеющие наибольший потенциал снижения смертности, составляют относительно небольшую долю. Борьба же с остальными выявляемыми заболеваниями требует в первую очередь популяризации среди населения здорового образа жизни.

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласилась Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. По ее мнению, основная сложность связана с тем, что ФОМС и Минздрав как раз не гарантируют значимого, а не чисто статистического результата диспансеризации.

 
Храпылина Любовь

«Проблема заключается в том, что Фонд обязательного медицинского страхования и Минздрав как раз не предлагают работодателю гарантии, что диспансеризация действительно приведет к значимым результатам. Что она приведет к тому, чтобы работник после прохождения диспансеризации имел от того же ОМС, от медицинских учреждений такую помощь, которая ему необходима в связи с выявленными отклонениями здоровья – будь то помощь профилактического характера, реабилитационного, или же помощь в виде дополнительной диагностики и т.д.

Сегодня картина выглядит так: вот проведут какой-то набор мероприятий, который предусмотрен диспансеризацией, – и все. В итоге получили статистику, сколько у кого каких заболеваний, и ничего более. А ведь диспансеризация по своей сути отнюдь не предусматривает только констатацию факта, что заболевание выявлено. Далее должны проводиться другие мероприятия – углубленного диагностического, лечебного или профилактического спектра. 

Конечно, в связи с нынешним положением дел и у работников по поводу диспансеризации есть определенное недовольство, и у работодателей – им ведь отрыв работников от работы наносит урон. Работник ведь ради диспансеризации должен куда-то пойти, потратить время, и обычно именно время рабочего дня, то есть нарушается производственный процесс. Так что прежде всего сторона, которая оказывает такие услуги (а это Минздрав и ОМС как носитель финансовых обязательств), должна предложить работодателю определенный набор мер, связанных с диспансеризацией и последствиями выявленных результатов относительно состояния здоровья работника. И только после этого можно будет говорить о каких-то мерах наказания для работодателя за непрохождение работниками диспансеризации.

 
Полис медицинского страхования

А сейчас, как вы совершенно правильно сформулировали в вопросе, фактически предлагается оказывать поддержку ФОМС в одностороннем порядке – за счет увеличения отчислений от тех работодателей, чьи работники не проходят диспансеризацию. Но тут, в этом процессе, ведь есть еще две заинтересованные стороны: собственно работник, проходящий диспансеризацию, и его работодатель. Вот их интересы в этом предложении Минздрава не просматриваются», – объяснила Любовь Храпылина.

Говоря о финансовой стороне вопроса, эксперт отметила, что экономии средств, отпускаемых на здравоохранение, можно достичь только одним путем: долечивая людей, не оставляя их не до конца решенными проблемами здоровья.

«На мой взгляд, тут самым главным является незавершенность процесса – диагностического, лечебного, да любого процесса, ориентированного на то, чтобы на первом месте стояло выздоровление работника, если у него есть заболевания, или поддержка состояния при хроническом заболевании таким образом, чтобы не было ухудшений и обострений или, если речь идет о людях со стойкой утратой трудоспособности, об инвалидах, то мы говорим о процессе возможного восстановления трудоспособности или недопущения утяжеления инвалидности. Таких задач ведь фактически не стоит, в том числе не стоят они и перед диспансеризацией.

Отсюда – очень низкие показатели реабилитационного характера (только 3-5% людей восстанавливают трудоспособность полностью при каких-то тяжелых формах нарушений). И у нас нет установки, мотивирующей врача на ответственное поведение, помогающее выздоровлению. Нет фактически и констатирующих показателей эффективности лечебно-диагностической и прочей подобной помощи.

Так что, думаю, прежде всего надо решать вопрос, нацеливаясь на выздоровление или существенное улучшение здоровья человека. И тогда число тех, кто будет обращаться повторно – в связи с недолеченностью, ухудшением состояния или новыми обострениями – станет меньше. И будут высвобождаться деньги, которые можно будет тратить на нужные цели. В том числе – на диспансеризацию, профилактику.

 
Медицинские анатомические макеты / pixabay.com

А всякая недолеченность приводит к результатам, сравнимым с поговоркой «Скупой платит дважды». Из-за нее расходы системы здравоохранения существенно возрастают», – сказала Любовь Храпылина.

Добавим, что по сведениям источников «Коммерсанта» в ведомствах, еще на январском совещании у вице-премьера Ольги Голодец Минздрав предложил ввести административную или уголовную ответственность за уклонение от обследования на онкологические заболевания. Голодец поручила Минздраву, ФОМС и Минюсту проработать эту возможность, и 6 марта ведомства отчитались: в рамках законодательства использовать такие меры нельзя. Именно тогда, по информации издания, возникла идея мотивировать работодателей.

Храпылина Любовь
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).