«Единая Россия» впервые примет участие в теледебатах перед выборами в Госдуму. Партийцы долго тренировались, но против оппозиционных популистов им это может и не помочь. Правда, есть методы снижения негативных последствий для партии от дебатов, да и россиянам пустые споры могут быть не очень интересны.
Единороссы все-таки собрались публично поспорить накануне выборов со своими противниками. Как написали «Ведомости», партия приняла решение принять участие в теледебатах накануне выборов. Такое решение принял предвыборный штаб партии, проведший накануне первое совещание. На совещании куратор выборов ЕР, глава аппарата правительства Вячеслав Володин и заявил, что партия примет участие в дебатах.
Единороссы до сих пор ни разу не участвовали в предвыборных дебатах на федеральных выборах — в 1999 году «Единство» отказалось от дебатов. В 2003 и 2007 годах партия отказывалась от этого вида агитации, мотивируя отказ тем, что «спорить не с кем» и «популярность «Единой России» существенно выше остальных карликов». Согласно формуле Бориса Грызлова, «для партий, не имеющих никакого веса, участвовать в дебатах с «Единой Россией» – все равно что вратарю дворовой хоккейной команды сфотографироваться рядом с Третьяком» Так или похоже объясняли свой отказ и представители «Единой России» в регионах.
Скептики и оппоненты «партии власти» обвиняли «Единую Россию» в элементарной трусости. Партийцы, по их версии, просто боялись того, что в очном споре оппоненты задавят их критикой. Это объяснение весьма походило на правду, поскольку спикеры единороссов выглядели чересчур чиновно и бледно на фоне ярких ораторов, вроде Владимира Жириновского, Оксаны Дмитриевой или Дмитрия Рогозина.
Однако после думских выборов 2007 года отношение к участию в дебатах стало понемногу меняться. Сначала единоросс, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин аккуратно предположил, что партия может принять участие в дебатах. А в мае 2009 года вопрос об обязательном участии партий в дебатах на встрече с президентом подняли коммунисты. И Медведев идею поддержал. «Поэтому я считаю принципиально важным обязательность участия всех партий в дебатах. Если партия не ходит на дебаты, не очень понятно, что она вообще из себя представляет», - подчеркнул Дмитрий Медведев (см. Принуждение к спору).
Единороссы постарались к дебатам основательно подготовиться. Более года они тренировались в публичной полемике с конкурентами в рамках различных телевизионных ток-шоу. Судя по нынешнему заявлению Вячеслава Володина, партийные кураторы решили, что тренировки прошли успешно и можно выпускать спикеров, вроде Андрея Исаева или Андрея Воробьева на настоящие предвыборные баталии с конкурирующими партийцами.
Впрочем, спор единоросса Евгения Федорова с известным блоггером Алексеем Навальным дал понять, что к спору с настоящими яркими демагогами единороссы в массе своей еще не вполне готовы. Навальный буквально «размазал» Федорова в радиоэфире. Аргументация Федорова была слабой, обвинения Навального были куда более аргументированы.
Однако и избиратели по данным опросов выступают за полноценные политические дебаты. Согласно июльскому опросу «Левада-центра», более половины россиян хотят видеть теледебаты и только треть считает политические споры бессмысленной тратой времени.
Однако общий фон тревожит замеры социологов (последние данные Фонда «Общественное мнение», например) фиксируют падение рейтингов участников властного тандема, причем путинский рейтинг упал до значений, которые наблюдались в далеких уже 2003-2004 годах.
Общая неудовлетворенность значительной частью россиян властью вполне может отрицательно сказаться и на отношении к единороссам, поскольку рейтинг «партии власти» вполне коррелирует с рейтингом лидеров страны. Дебаты в этой ситуации могут сыграть как за, так и против единороссов.
Впрочем, имеются способы ликвидировать какие-либо вредные для рейтинга последствия от теледебатов. Самый простой из них — поставить дебаты в телесетке в те часы, когда увидеть их у населения будет мало шансов. Например, ранним утром и в середине дня. Технология эта уже была опробирована накануне выборов 2007 года.
Значение теледебатов, как представляется, вообще переоценивается самими партийцами, политологами и журналистами. В 2003 году, отвечая на вопрос социологов, позиция какой из партий в ходе дебатов показалась опрошенным наиболее убедительной, 12 процентов респондентов дали ответ - «Единой России». Которая в дебатах не участвовала вовсе. Учитывая, что внимание к публичной политике и интерес к парламенту вообще с той поры существенно снизился, за дебатами, вполне вероятно, никто особо и не будет следить. А здесь уже можно и выпускать невнятных единороссов против Жириновского.