будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна
Своекоштный Петр

Привычки милой старины

Привычки милой старины
maslena-03-1
Масленица. Источник: Фото: proza.ru

В этом году на масленичной неделе с 11 по 17 марта тысячи россиян вновь попытаются приобщиться к «русской старине» и вспомнить об «исконных традициях». Старину эту, впрочем, можно назвать общеевропейской. Французский Mardi Gras, южнонемецкий (и, частично, Австрийский и Швейцарский) Fastnacht или Fasching, английский Shrove Tuesday, а также Fastelavn, распространенный в странах Северной Европы, тоже сопровождаются публичными мероприятиями и обильным угощением.

Локальные формы праздника могут сильно отличаться даже в разных городах одной страны. Объединяет их тот факт, что символические мероприятия, некогда обладавшие религиозным смыслом, сохранили лишь самые привлекательные внешние атрибуты. В политкорректной и мультикультурной Европе эти традиции превратились преимущественно в светское увеселение.

Народные гулянья на масленицу
Это вполне логично: известная историко-культурная аксиома гласит, что бытовое содержание праздника всегда оказывается устойчивее, чем его мифологический смысл. Тем не менее, в России масленичное веселье активно пытаются наделить «духовным подтекстом».

Итак, проще всего русская Масленица объясняется из европейской дохристианской традиции праздников аграрного цикла. Масленичная же неделя, как и положено аграрному празднику, ассоциируется с разгульным весельем и беззастенчивым обжорством.

Предполагается, что главные церемонии должны были приходиться на день весеннего равноденствия в конце марта. С распространением христианства языческий праздник вынужден был уступить этот временной промежуток Великому посту и отодвинуться на конец февраля — начало марта.

Любые утверждения о том, как праздник мог выглядеть «на самом деле», являются, в известной степени, умозрительными и неизменно подвергаются критике. Споры современных историков и этнографов не прекращаются со времен Владимира Яковлевича Проппа и Бориса Александровича Рыбакова. В любом случае очевидно, что христианизация Руси коренным образом изменила характер праздника. Православная церковь веками осуждала даже те его бытовые фрагменты, которые уже давно не несли «идеологической угрозы».

Неделю перед Великим постом было предложено называть «сырной седмицей»: в эти дни запрещается употреблять в пищу мясо, но разрешается другая скоромная пища. Так масленичная неделя формально превратилась в «подготовку» к посту. И сегодня в канун Масленицы в православных периодических изданиях регулярно и в большом изобилии появляются цитаты из увещеваний и наставлений священнослужителей разных веков, упрекавших россиян за масленичное веселье.

«Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина», - писал епископ XVIII в. Тихон Задонский, схожие тезисы звучат из уст представителей РПЦ и в наши дни. «Это уже почти пост... Это время, которое нужно посвящать не обжорству и пьянству, а попыткам заглянуть в собственную душу и жизнь, понять, что нужно убрать, от чего избавиться, чтобы стать лучше», - подчеркнул глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Масленица в Москве. Фото: novoperedelkino.ru 

Невоздержанность простого народа в еде и алкоголе, характерная для этого праздника, долгие века удивляла и иностранцев. Так, например, английский врач Сэмуэл Коллинс, который несколько лет провел при дворе царя Алексея Михайловича, отмечал традицию «разгульного веселья накануне Великого поста». В сочинении, которое позже было опубликовано под заголовком «О нынешнем состоянии России», он особенно удивлялся тому, сколько водки продолжают пить русские, несмотря на то, что каждый год несколько пьяных гуляк непременно замерзают насмерть, заснув в снегу.

«На карнавал перед Постом они позволяют себе всякого рода обжорство и излишество. На последней неделе они пьют так, будто бы никогда больше не смогут выпить», - удивлялся англичанин.

Невоздержанность объясняется некоторыми историками как наследие ритуала «призыва изобилия», который необходимо совершить накануне нового посевного сезона. Однако на этот счет есть и более прозаичное и, вместе с тем, убедительное мнение. Известный российский историк Леонид Васильевич Милов, уделивший много внимания вопросам быта при изучении крестьянской экономики, отмечал, что в основе такого праздничного «контраста» лежат «недостаточная продуктивность сельского хозяйства и сверхтяжкий труд».

«Праздничные "яствы" были довольно редким явлением крестьянской жизни, и в будние дни они были лишь желанной мечтой... В этих-то условиях резко контрастирующей будничной и праздничной еды и сложился у русских крестьян довольно печальный обычай переедать на праздники», - писал он.

Двоеверие - особенность тех культур, в которых христианство не до конца вытеснило языческую архаику. С точки зрения религиозной все дело как раз в ограничении. И сырная седмица - время начала ограничения. Логика архаического разгула - в распущенности. Наше время и вправду не склонно примыкать единодушно ни к одной из этих традиций. По своему характеру наш человек - не столько собран или распущен, он «запущен», как пыльный неприбранный чулан. Потому он и цепляется за советские праздники - 23 февраля, 8 марта, 1 мая - что историческое содержание там вытерлось до нуля, осталась простая мысль: то, что мы существуем - уже повод выпить. А историческая тень создания Красной Армии, или суфражистских идей Клары Цеткин, или рабочих маевок начала ХХ в. вытерлась. Масленица - тоже повод, а реальное содержание ни в одной из форм люди принимать не готовы.

Сожжение чучела на масленицу. Фото: artnonstop.ru
Как бы то ни было, сегодня даже от этих бытовых привычек осталось не так уж много. Региональные руководители рапортуют о готовности к проведению «массовых гуляний». Но слишком часто на этих «санкционированных мероприятиях» наблюдается одна и та же картина: люди ходят между палатками с нелепыми сувенирами и искренне не понимают, чем себя занять.

Соломенное чучело, кулачные бои и прочие «проявления традиций», которые в эти дни появляются на улицах современных городов при поддержке местных властей, выглядят искусственно. Привычку к безудержному публичному кутежу Россия давно утратила, а способность к искреннему, но корректному европейскому веселью так и не приобрела.

Согласно социологическим опросам последних лет, для 80% россиян этот праздник связан, по большей части, с поеданием блинов. Хотя и в этом случае сознательно предаваться излишествам никто не планирует. По всей видимости, знания об уровне холестерина сказались на «привычках милой старины» даже сильнее, чем церковная проповедь.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).