будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна

Призрак монетизации

Призрак монетизации
coins
Фото: SXC

Государство планирует жестче администрировать социальные траты. Впрочем, эффект от этого предполагается не очень значительный в масштабах бюджета. Получается, что власти не готовы пойти на значимое сокращение социальных трат. Но и иные статьи расходов они сокращать не хотят. Получается тупик.

Государство пытается найти скрытые резервы в статьях бюджетных расходов. Одной из инициатив на этом поприще стало сокращение социальных расходов за счет их жесткого администрирования. По данным «Независимой газеты», при обсуждении стратегии развития российской экономики до 2020 года - «Стратегии-2020» - было предложено в частности отменить выплату пособий ветеранам труда, которые имеют доход больше двух прожиточных минимумов.

Правда, речь идет лишь о планах, обсуждавшихся на одной из 21 занимающихся разработкой стратегии рабочих групп. Дойдет ли дело до практического применения после придания планов публичности — сказать сложно. Во-первых, сама мера - «копеечная» в государственных масштабах. Как пишет НГ, такая мера даст 10 миллиардов рублей экономии госбюджету ежегодно.

Побольше намерено сэкономить государство за счет четкого контроля за социальными расходами. 30 миллиардов рублей планируется сэкономить «за счет усиления процедур контроля доходов и введения социального контракта». Иными словами: для получения льготы придется доказать, что тебе она нужна. Кто-то при таком раскладе просто не будет получать льготу, руководствуясь принципом «овчинка выделки не стоит».

По меркам расходов госбюджета 40 миллиардов экономии являются суммой не очень значительной.

Скажем, инициированное действующим президентом Медведевым сокращение единого социального налога на бизнес с 34 до 30 процентов, по предварительным оценкам Минфина, стоит бюджету куда больше — от 400 до 800 миллиардов. Зато имеются слабо прогнозируемые социальные издержки. Власти вообще крайне неохотно сокращают расходы на социальную сферу.

Памятны бунты пенсионеров после монетизации льгот, когда тысячи пенсионеров протестовали, перекрывая дороги в нескольких регионах страны. Ветераны труда, конечно, далеко не столь большая социальная группа и даже не полноценная страта общества, но все-таки крайне уязвимая тема для радикального сокращения расходов. Поэтому и рассматриваемое сокращение пока, скорее, рекомендательного, нежели обязательного к исполнению характера.

Однако сам масштаб меры показывает, что правительство не готово к снижению издержек на социальную сферу. Легитимности и силы воли для проведения жестких решений в бюджетной сфере ни у кого нет. Меж тем сокращение может потребоваться. Бюджет на 2012 год будет сбалансированным при цене 93 доллара за баррель нефти — об этом три недели назад заявлял исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов. А какой цена будет на деле никто пока предсказать не может.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин всерьез опасался, что политика увеличения бюджетных трат, в частности, на программу вооружений может уже в ближайшем будущем привести к сильной (а на программу перевооружения армии планируется потратить более 20 триллионов рублей до 2020 года) расбалансировке бюджета.

У правительства при неблагоприятной конъюнктуре останется два наиболее «простых» варианта — повышать налоги и/или снижать издержки.
Снижение издержек за счет понижения военных расходов пока не планируется. Неэффективность системы госзакупок также пока не удалось (и весьма вероятно, что не удастся) победить. А сильное снижение расходов в социальной сфере может подорвать и без того сомнительную легитимность власти.

В свою очередь, повышение налогов не то чтобы очень возможно. Нынешний уровень налогового бремени и так во многом (вкупе с многочисленными административными барьерами и большой коррупционной рентой) демотивирует бизнес развиваться. Новые налоги вряд ли улучшат инвестиционный климат в стране.

Правительство может еще пойти на внешний рынок заимствований и увеличить госдолг. Однако существующая неопределенность на мировых рынках и вторая волна кризиса могут закрыть такую возможность.

В таких условиях власти могут вернуться идее урезания государственных расходов. Просто исходя из логики простого бухгалтера — когда расходы вдруг резко превысят доходы. И под сокращение попадут — почти неизбежно — как раз расходы на перевооружение. Иные варианты будут существенно хуже с точки зрения издержек. Правда, тогда будет один небольшой вопрос к правительству и будущему премьеру Медведеву — а за что был уволен Кудрин?
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).