будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
армия
Июль 17, 2025
Страна

Призыв: как избежать государственного террора

Призыв: как избежать государственного террора
98_01

Выходя из подмосковной электрички, мой друг как-то заметил по поводу умных турникетов, срабатывающих на штрих-код и не выпускающих безбилетников: вот, казалось бы, достижение прогресса, а все равно похоже на зону. Ситуация в России заключается в том, что сами собой все инструменты ввиду соответствующей традиции заточены на поддержание власти с помощью насилия. Поддержка эта слабая и бесперспективная, но для того чтобы опереться, наоборот, на право и доверие, следует бежать в два раза быстрее: в сфере, например, экономической деятельности сейчас достаточно способов для того, чтобы в массовом порядке привлекать граждан к уголовной ответственности. Даже без специального приказа сверху, по инициативе регионов и отдельных силовых и чиновничьих корпораций.

Это очевидная линия фронта – массовые экономические отношения. Вроде бы даже президент решил - вероятно, почувствовав слабину власти и разумно убоявшись революции, - пойти навстречу гражданам и, в частности, бизнесу: объявил о сокращении срока давности по приватизационным сделкам, облегчил законодательство о наследовании и т.п. Но последние события, например, решение Конституционного суда по налоговым срокам давности (как, впрочем, и слишком компромиссная возня вокруг “налогового администрирования”) эту историю перечеркивают полностью. Тем более что судьи, которые смеют становиться на сторону налогоплательщика в споре с государством, снимаются со своих должностей (см. увольнение Влады Близнец, утвердившей ряд арбитражных решений в пользу ЮКОСа). Конечно, это объяснимо войной с ЮКОСом и экономическими интересами по перехвату активов в нефтянке, но побочные эффекты, как всегда, хуже прямых.

Еще одна очевидная линия фронта, где есть большие как реализованные, так и еще не реализованные ресурсы массового насилия, – это армия. Ресурсы увеличения насилия вплоть до прямого преследования – это призыв в структуру, которая на самом деле не армия, а специальная форма тюрьмы или профилактической угрозы заключения. Эта угроза вполне может быть использована и в политических целях.

История с сокращением числа военных кафедр в вузах кажется локальной, ее можно комментировать в реалистичном жанре, а не только в рамках глобального противостояния между правом и насилием. Например, непонятно, почему деньги за услугу откоса от армии получают члены приемных комиссий, а не военкомы. Это – какой-то дополнительный перекос в устройстве российской жизни. Тем более, что выпускники военных кафедр действительно редко становятся настоящими офицерами, сами преподаватели смешны и анекдотичны, а расходы есть.

Если верен список из 30-и ВУЗов (добытый “Коммерсантом”), где военные кафедры все-таки останутся, то налицо сговор между Министерством обороны и ректорским лобби, представляющим крупнейшие вузы страны. Дело в том, что в нынешней ситуации и в перспективе резкого сокращения числа абитуриентов по демографическим причинам крупнейшие вузы заинтересованы в резком сокращении конкуренции. А с другой стороны, армейское начальство заинтересовано в некотором перенаправлении теневых потоков денег, ну и в “живой силе”.

Вообще-то наплевать, как и кто делит взятки, не в этом главное содержание российской жизни. Проблема в том, что в 90-е, так же, как и сейчас, было велико различие между законодательными нормами и практикой (например, между военной обязанностью и реальным призывом), но было понятно, что государство слишком слабо и к тому же декларировало либерализацию, свой уход из разных сфер жизни. Сейчас же репрессивные средства вполне могут быть применены по всему спектру разрывов между неформальными правилами и законом. Поэтому само существование разрывов и, следовательно, слабость правовой позиции граждан – это первая опасность. Если эту ситуацию не поменять, то все равно, какой будет в России президент. Все равно будет похоже, с одной стороны, на зону, а с другой - на поле революционной борьбы.

В качестве выхода в части проблемы призыва все 90-е обсуждался вопрос о переходе на полностью контрактное комплектование армии. И это, при всей своей либеральной привлекательности, - не очевидное, не полное решение. Контрактная армия не может быть целью, это просто некая техническая схема, одна из возможных. Вопрос - это схема чего, за что боремся?

Не исключено, что при содержательном обсуждении окажется, что при российской демографической ситуации, проблеме с безопасностью и границами, объеме вооружений России вообще необходимо иметь очень большой мобилизационный потенциал. Правда, из этого не следуют тюремные порядки в войсках, кирза и хамство, а также то, что действующая армия (а не потенциал мобилизации) должна быть слишком большой и непрофессиональной.

Кроме того, примеры одного друга из Германии и другого с Украины, которые работали вместо военной службы один - помогая московским старушкам, другой – сельским учителем физики, показывают, что вообще-то если не военная, то общественная служба - неплохая вещь. Есть в этом что-то житейски правильное.

Нужно бороться не за всеобщий закос от обязанностей перед страной, а за равные и житейски справедливые права и обязанности. Наверное, если бороться за это, а не за низкую цену взятки, то окажется, что действительно военных кафедр нужно мало, ровно столько, сколько специфически образованных офицеров надобно армии. И кафедры должны быть не средством избежать армии, а, наоборот, инструментом конструирования карьеры в армии, то есть способом пойти служить офицером.

Что касается обычной срочной службы, то все, что касается обучения уставу и строю, можно сделать вообще в рамках школьной программы и краткосрочных военных сборов – не велика наука. Профессиональная же военная подготовка, соответственно, должна быть достаточно короткой и компактной для выпускников вузов (точно не больше года), чуть дольше, но включая обучение какой-либо гражданской специальности - для остальных призывников.

Если говорить о действительно всеобщей обязанности, то распределена она должна быть удобно по времени, месту и возможности продолжать работать на карьеру. Точно должен существовать простой выбор между альтернативной и военной службами. Причем альтернативная служба должна быть не фиктивной, а очевидно полезной – социальные службы, детские дома, сельские школы - и длиться не многим дольше военной. Армия должна уметь конкурировать в том числе и по моральной мотивации к службе – пусть будет и такой стимул к реформе.

У военной службы должны быть и дополнительные удобства по сравнению с альтернативной – служба вблизи места жительства, возможность возвращаться домой на выходные или вообще жить дома, продолжать работу по специальности или над диссертацией в свободное время.

Смысл службы должен быть с самого начала определен, а Минобороны должно создать ясный запрос на количество и квалификацию мобилизационного резерва. Казарменный режим должен быть максимально коротким и умещаться во время обычных академических каникул.

Главное – это известное количество прав, для чего точно нельзя давать возможность запереть рядового в расположении части слишком надолго. Офицеры должны знать, что у рядового-выпускника есть время на занятия, возможность позвонить, работать в библиотеке, что он достаточно часто ночует дома. А может пойти не домой, а прямо в прокуратуру или в суд, и поэтому его нельзя будет пытать или заставлять работать не по прямым обязанностям. Примеров и приемов организации не людоедской военной службы в мире достаточно.

Думается, что в этом должна быть цель, а не в том, чтобы сохранить способы “серого” уклонения от службы. Потому что любой разрыв между законом и практикой в любой момент может обернуться государственным террором.

См. также:

  • Сергейцев. Массовое насилие и целостность России
  • Арсенин о решении Конституционного суда по срокам давности за налоговые нарушения
  • Лейбин. Алексей Кудрин на линии фронта. К вопросу о легализации частных накоплений
  • Долгин. “Встанем за наших мальчишек!”  Отмена отсрочек должна стать концом всеобщего призыва
  • Мостовой. Где остановились российские реформы
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).