будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Страна

Про феминизм

Вопрос возвращения квот на представительство женщин в выборных органах власти обсуждается с 1995 года v с выступления Галины Старовойтовой на женской конференции в Санкт-Петербурге, где она публично признала, что ее инициатива отмены квот для женщин была ошибкой. Основным аргументом Старовойтовой были события в Чечне. Если до отмены квот на выборах 1991 года женщины в парламенте составляли 13% от общего количества депутатов, то на выборах 1993 года представительство женщин в парламенте снизилось до 5%. Когда в 1993 году началась первая чеченская война, большинство депутатов поддержали боевые действия. По мнению феминисток, и в частности, Старовойтовой, военные не получили бы такой поддержки, если бы в парламенте было больше женщин. Основной формой работы в парламенте, на которую до 1991 года ставили феминистки, была неполитическая внтурипарламентская коалиция, которая возникала в тот момент, когда через Думу проходили законопроекты, ущемляющие права женщин. С 1995 кода объединяться женщинам стало особо бессмысленно v слишком уж мало их осталось в законодательном собрании, и вопрос о блокировании законопроектов решался через масштабные лоббистские кампании женских организаций.

После принятия в 2002 году закона РФ «о политических партиях», где косвенно закрепляется недопущение создания политических партий по половому признаку, женскому политическому движению «Женщины России», видимо, так и не суждено превратиться в партию. Впрочем, Комитетам советских женщин, откуда, собственно, и вышло движение «Женщины России» и не светило политическое будущее: после их неожиданного присоединения в 1998 году к «Отечеству» вместо ожидаемых социологами 3%, они получили 0,24% голосов избирателей, точнее, избирательниц.

До сих пор остается загадкой, зачем феминисткам нужны квоты? Аргументы в пользу квотирования мест в парламенте звучат, по меньшей мере, идеалистически: обеспечение про декларированного в Конституции гендерного равноправия, возможность отслеживать и лоббировать социальные законопроекты, а также развивать законодательство, касающееся прав женщин. Все попытки выяснить, существует ли хотя бы приблизительная политическая концепция женского движения в России, к успеху пока не приводит. Самые острые женские вопросы v торговля женщинами, дискриминация при приеме на работу, домашнее насилие не решаются путем принятия хорошего закона, потому что находятся в области правоприменительной практики.

Ежегодно в России от домашнего насилия погибает около 14 000 женщин. Статьи, предусматривающие уголовное наказание за изнасилование, причинение тяжких телесных повреждений и убийство в российском Уголовном Кодексе есть, но проблема в другом. Домашних насильников не преследуют органы внутренних дел, считая такие дела обычными семейными ссорами, а не уголовными преступлениями. Борьба с этим злом лежит вне стен парламента.

Примерно в этом же состоянии находится борьба с нелегальной торговлей женщинами. По данным МВД России, ежегодно из страны с целью проституции ежегодно выезжает около 200 000 россиянок. На рынке проституции крутятся несколько миллионов долларов и, соответственно, уровень коррупции в этой сфере запредельно высок. Основные государственные органы, которые должны обеспечивать безопасность российских женщин при устройстве на работу за границей v миграционная служба, российские посольства и консульства, МВД, Министерство труда в данный момент не в состоянии справиться с этой проблемой, не потому что у них нет адекватной законодательной базы, а по причине нескоординированности действий разных министерств и ведомств и все той же коррумпированности чиновников. То есть в данном случае уместнее говорить о введении гражданского контроля за проблемой торговли женщинами, чем о законотворческой деятельности.

С проблемой дискриминации дело обстоит еще загадочнее. В области обеспечения равноправия мужчин и женщин Россия оказалась «впереди планеты всей» еще с 1918 года, когда на конституционном уровне закрепила равные права полов. То есть все основные права, за которые боролись западные феминистки с конца прошлого века v избирательное право, право на труд, право на самостоятельное владение и распоряжение собственностью у россиянок появились достаточно давно. Но вопрос ведь не в наличии прав, а в возможности ими пользоваться. Действительно, в стране дискриминация по половому признаку существует v для того чтобы это доказать достаточно лишь просмотреть объявления о приеме на работу, в которых написано «требуется мужчина» или «требуется женщина». И это происходит несмотря на пункт в Трудовом кодексе, гласящий о том, что дискриминация по половому признаку при приеме на работу запрещена. Дискриминация существует и парламенте. Это хорошо демонстрирует рассказ Ирины Хакамады о том, что когда парламентские фракции вносили свои предложения по формированию законодательства о борьбе с терроризмом, она как человек, который курирует в СПС эти вопросы должна была внести предложения на обсуждение законодательного собрания. Реакция парламентариев на женщину, которая будет говорить о таких серьезных проблемах, как государственная безопасность была не адекватной: депутата Хакамаду зашикали. Очевидно, что в данном случае дело не в законодательстве, а в головах и решать проблему дискриминации, следовательно, нужно другими способами v долгим и кропотливым изменением правоприменительной практики, судебными исками по факту дискриминации, давлением на работодателей, борьбой с безработицей v то есть борьбой с причинами.

По словам исполнительного директора Ассоциации кризисных центров для женщин «Остановим насилие» Марины Регентовой, за десять лет феминистское движение в стране, по большому счету, так и не сформировалось. По крайней мере, наиболее политически активными у нас являются представители кризисных женских центров, что противоречит европейскому и американскому опыту феминизма. В стране не хватает квалифицированных адвокатов, которые бы вели специфическую практику, не хватает экспертов и просто вменяемых политиков, отстаивающих интересы женщин. «И тем не менее, моя позиция состоит в том v говорит Марина Регентова, - что квоты необходимы. По крайней мене, по жизненно важным, чаще всего социальным вопросам, женщины более отзывчивы. Поэтому арифметическое увеличение числа женщин в Думе позволит проводить больше социально ориентированных законопроектов».

В кулуарных беседах участницы конференции «Российские женщины в XXI веке: равноправие и партнерство» в той или степени подтверждали сомнения и соглашались с аргументами о нецелесообразности введения парламентских квот, но как только дело доходило до официальных выступлений - выступали «за». Видимо, политические амбиции все таки важнее здравого смысла.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).