В течение наступающей недели продолжится борьба не только за направление трансформации в нашей стране, но и за ожидания этого направления. В один голос радикальные оппозиционеры и радикальная часть политтехнологической обслуги Кремля продолжит вопить: «Не дождетесь никакой Оттепели». И будут, конечно, правы – и потому что история никогда не повторяется, и потому что завышенные ожидания лишь усугубляют разочарование. Но неправота испуганных возможностью принципиальной переконфигурации общественного поля существенно глубже. И потому что эта переконфигурация неизбежна – из новой конфигурации власти, и потому что она базируется отнюдь не на гипотезе мнимого личностного противостояния будущего президента и нынешнего (эта переконфигурация вполне запрограммирована Владимиром Путиным в том варианте перехода власти, который и был реализован), и еще по многим обстоятельствам.
Хуже, однако, то, что дело не ограничивается дружной деятельностью радикалов всех мастей по снижению кредита доверия к намечающимся изменениям. Мы давно писали о том, что инерция конфронтационности не даст с ходу остановить маховик репрессивных глупостей (действий, выдающих себя за укрепление стабильности, но критически подрывающих социальную и интеллектуальную базу). Сейчас мы, похоже, сталкиваемся с намеренным подкручиванием этого маховика с целью максимально ограничить коридор возможностей власти, дискредитировать ее в глазах либеральной интеллигенции, лишить поддержки с этой стороны и, соответственно, шанса на постепенную трансформацию страны в этом направлении. Отсюда и принципиальная противоречивость происходящего: нынешний и будущий президенты встречается с лидером «Яблока», вслед за чем еще больше усиливаются репрессии против петербургского отделения партии; нынешний и будущий президент говорят об инновационном развитии страны, губернатор Петербурга высказывается сочувственно о Европейском университете в Санкт-Петербурге – возможности работы вуза продолжают обрубаться; Дмитрий Медведев говорит о принципиальном значении для развития страны ценностей свободы – Россвязьохранкультура кусает «2х2», привлеченная запахом крови к полю битвы подтягивается клерикальная общественность в надежде поживиться самим, а то и добить мультканал. Впрочем, не факт, что последняя решилась на подобную атаку самостоятельно.
Трудно интерпретировать это иначе как сознательный саботаж частью политического класса не нравящихся аспектов политического курса страны и попытку заставить воспринимать любые высказывания первых лиц страны как пустую риторику (гипотеза о том, что эти высказывания пустой риторикой и являются маловероятна, поскольку трудно найти руководителя, который бы страдал мазохистской любовью к столь открытой демонстрации расхождения между своими указаниями и действиями подчиненных).
В понедельник в Москву прибывают госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс для встречи в формате 2+2 со своими российскими коллегами. С обеих сторон были предприняты серьезные усилия, направленные на то, чтобы снизить уровень ожиданий от предстоящей встречи. Среди ожидаемых тем: ПРО, расширение НАТО, Косово, соглашения об ограничении вооружений и т.д. Проще всего представить поле для компромисса в сфере вооружений, за ним следует расширение НАТО (отложить решение по Грузии и Украине возможно, хотя остается вопрос о дальнейших перспективах и о цене компромисса). Вряд ли предметом особой конфликтности станет Иран, демонстрирующий в последнее время слишком явное неуважение к «шестерке» (вопрос, правда, в том, какие именно действия смогут ослабить там позиции наиболее радикальных кругов). Хорошим компромиссом по ПРО было бы создание единой системы противоракетной безопасности на европейском континенте, но вероятность этого решения невелика. Мы сможем, вероятно, узнать, что именно стоит за информацией последнего времени о размещении элементов ПРО в Турции и выяснить реакцию на это российского руководства. Когда и как будет налаживаться контакт по поводу Косово, остается не совсем понятным.
Интересна является информация о встрече американских министров с действующим и избранным президентами России. Важным сейчас кажется не откладывать восстановление нормальных контактов с американскими партнерами до момента формирования новой администрации у нас и у них. Во-первых, при всех возможных изменениях преемственность основных направлений российской внешней политики на этом этапе вряд ли вызывает вопросы. Во-вторых, совершенно не очевидно, что есть основания у ожидания принципиально лучшей внешнеполитической команды у будущей администрации (единственный пункт, в котором эти ожидания могут оказаться на случай прихода демократов осмысленными – это ПРО). В третьих, на подобных промежутках продуктивного взаимодействия ведущих стран сколотили себе за их счет капитал разного рода не один десяток малых государств, оставив грандов даже не с нулевой, а с отрицательной суммой.
Одним из ведущих центров мировой политики наступающей недели обещает стать Ближний Восток. Среди посетителей региона - вице-президент США Ричард Чейни, возможный будущих президент США Джон Маккейн, канцлер ФРГ Ангела Меркель, закончив встречи с американскими коллегами, в среду туда отправится министр иностранных дел России Сергей Лавров и т.д. Парадоксальная задача Чейни – поработать добрым следователем после склонной выкручивать руки Кондолизы Райс. Надо понять, реалистично ли все-таки добиться результатов на палестинском направлении – несмотря на контролирующих Газу террористов ХАМАС. Кроме того, никто не отменял задачу укрепления арабского фронта противостояния иранской угрозе.
Задача Маккейна – продемонстрировать избирателям определенную преемственность намечаемой им политики, готовность взять на себя ответственность за нынешнее состояние проблем (этой цели в еще большей степени соответствовал визит в Ирак), а также заручиться симпатиями еврейской общины США и симпатизирующих Израилю американских протестантских структур. Вслед за визитом в Иерусалим ожидаются поездки в Британию и Францию.
Визит Меркель важен с точки зрения укрепления отношений Германии и Израиля, преодоления экстраполяции на современную ФРГ эмоций и оценок, связанных с преступлениями Третьего Рейха. Впрочем, и в современной Германии проблемы расизма и антисемитизма не вполне решены. Источниками заразы являются как крайне правые, так и часть их противников из числа крайне левых и мигрантов из мусульманских стран.
Визит Сергея Лаврова связан с поиском Россией своего места в ближневосточном урегулировании. До сих пор под вопросом остается конференция в Москве, а уже как будто назначена на начало июня европейская конференция по Ближнему Востоку (инициаторы – Меркель и спецпредставитель ближневосточного квартета Тони Блэр). Коме того, следует, вероятно, ожидать подписания соглашения о безвизовом режиме России и Израиля. Российский министр встретится не только с руководством Израиля и Палестинской автономии, но и с руководством Сирии. Предмет преимущественно все тот же. Изначально предполагалось, что в Москве удастся обсудить еще и сирийский трек урегулирования.
В течение недели мы сможем понять, удалось ли Китаю относительно оперативно подавить выступления в Тибете или эта история затянется. Тибетские сепаратисты нашли очень сложный момент для выступлений, когда есть шанс привлечь большее мировое внимание и попробовать выбить какие-то уступки от китайских властей. Однако у этого момента есть и обратная специфика – Китаю слишком важно обеспечить максимально быстрое успокоение, чтобы полагаться на медленные способы достижения компромисса. Сорвать Олимпиаду в Пекине заведомо не удастся - иное было бы возможно только в ситуации слишком массовых репрессий, но если вспышку удастся погасить относительно оперативно, к ним правительству прибегать не придется. Впрочем, блокирование доступа иностранцев и доступа к коммуникациям уже решает часть проблем китайского руководства.
Новые выступления оппозиции могут начаться на неделе в не очень далекой от Тибета Киргизии. Мы сможем увидеть, насколько удалось президенту добиться контроля над ситуацией в ходе подавления выступлений прошлой весны и парламентских выборах в прошедшем декабре и других действий в рамках курса на минимизацию коалиционно-компромиссной составляющей своей политики.
В понедельник начнет работу Национальная Ассамблея Пакистана, которая, вероятно, назначит премьер-министром страны Асиф Али Зардари, лидер Пакистанской Народной Партии и вдовец Беназир Бхутто. В коалицию с ним, как ожидается войдет и Мусульманская лига (Н) Наваза Шарифа. Вопрос в том, удастся ли добиться конструктивного взаимодействия оппозиционных парламента и правительства с президентом. Готовность к компромиссу последнего известна, но у победителей выборов может оказаться слишком сильным искушение настолько радикально ослабить власть президента или даже отправить его в отставку. В этой ситуации придется ожидать новой дестабилизации в стране.
Еще одна угроза дестабилизации, хотя и менее масштабная, может быть связана с возможным принятием Государственной Думой заявления об урегулировании конфликтов на территории СНГ. Вряд ли стоит ожидать призыва к признанию Абхазии и Южной Осетии, но активизация на этом направлении уже активно используется грузинским руководством в борьбе с собственной оппозицией и в требовании ускорения приема страны в НАТО. Еще большую роль здесь сыграл выход России из режима санкций по отношению к Абхазии. Грузинское руководство сразу ухватилась за то, что там предусмотрены были и ограничения на поставки вооружений, заявляя что действия России направлены на милитаризацию непризнанной республики и дальнейшее содействие ее сецессии. Выход из соглашения 1996 года был бы понятен, если бы был проведен более аккуратно, с оговорками относительно вооружений и т.д. Сейчас же с помощью действий российских игроков, позиции Михаила Саакашвили вновь оказались существенно усилены.
Грузинский президент 19 – 20 марта будет встречаться в США со своим американским коллегой, а также вернувшейся из Москвы Кондолизой Райс. Не вполне удачные российские действия помогут ему сделать переговоры в США более успешными.
Ставшие толчком для российских действий события вокруг Косово тоже отнюдь не успокаиваются. Кроме не слишком своевременных парламентских выборов в Сербии по итогам отказа Воислава Коштуницы от коалиционной работы с партнерами по правительству, происходят столкновения в самом крае между силами ООН и сербами, пытающимися противодействовать становлению независимости Косово. Ситуация становится все более тревожной. Очевидна невозможность вернуться в момент до провозглашения независимости, но очевидно и то, что без нахождения компромисса реализовать ее не удастся. Дальше остановка за «дорожными картами», предусматривающими движение из ситуации марта 2008 года, а не мая 1999 года и даже не лета 2007 года.
Хороший пример поиска компромисса могут показать Косово руководители двух противостоящих сторон на Кипре, назначившие встречу на пятницу. Правда, помочь чем-либо кроме прецедента появившейся с двух сторон политической воли к соглашению, опыт Кипра вряд ли сможет – ситуация там действительно существенно иная.
В субботу пройдут президентские выборы и референдум о вступлении в ООН на Тайване. Президентом скорее всего станет представитель Гоминьдана Ма Инцзю, который постепенно поведет дело к объединению с материковым Китаем по формуле, более льготной, чем гонконгская: 1 страна – 2 политсистемы. Референдум может показать желание большинства добиться признания в ООН уже не как Китая, но как Тайваня, ни никакого практического значения его результаты иметь не будут.