будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ОНФ журналисты медиа «Новая газета»
Июль 20, 2025
Страна
Назаров Михаил

Проблемы СМИ по обеим сторонам лояльности

Проблемы СМИ по обеим сторонам лояльности
IMG_5611-copy
На форуме «Госзаказ-2015». Источник: Фото: onf.ru

По сведениям "Ъ", "Общероссийский народный фронт" намерен поставить под законодательный контроль информационные ресурсы региональных и местных властей. Дело происходит на форуме "Госзаказ-2015" (организован ОНФ), варианты "постановки под контроль любопытны", но отражают не совсем полное понимание предмета. 

Исходный толчок идее дал В.Путин. 20 января он поручил главам субъектов "до 1 февраля принять меры по оптимизации расходов на информационное освещение деятельности органов госвласти" — такая рекомендация была в перечне поручений президента по итогам декабрьской конференции ОНФ.

Теперь готовятся поправки к законодательству, "которые конкретизируют, о чем именно за счет бюджетных средств смогут сообщить гражданам региональные и муниципальные органы власти". Магистральная линия: СМИ, получавшим средства из бюджета на другие цели, придется искать иные источники финансирования. То есть, отметим сразу – это тут не борьба с нехорошими СМИ, речь о тех, кто лоялен настолько, что живет именно за счет лояльности (к местной власти — в том числе).

"Ъ" сообщил, что темой второго дня "Госзаказа-2015" была закупка органами власти информационных услуг. В итоге рекомендации: "изменить законодательство так, чтобы строго регламентировать бюджетные расходы на информирование о деятельности органов власти". Цена вопроса: в 2015-ом на эти цели в 2015 году запланировано 36 млрд 235 млн 288,3 тыс. руб. В прошлом году в ОНФ таких расходов начитали на 33 млрд руб. Тенденция налицо.

 

Юридический нюанс в том, что региональные и муниципальные администрации пока сами решают, куда и на что направлять средства. А "после внесения поправок информировать граждан можно будет исключительно о государственных услугах, предоставляемых органами власти" (а их перечень и порядок предоставления уже определен в федеральном законе об госуслугах). Еще предложено ввести нормирование информационной деятельности, чтобы органы власти не могли "прятать" эти траты в других статьях бюджета. Заодно в ОНФ считают, что закон о СМИ "должен обязывать органы госвласти маркировать материалы, которые оплачены за счет бюджета, по аналогии с рекламными материалами".

И вот тут столкновение абстрактного и конкретного категорически усиливается. Да, отношение к региональным властям тут суровое и беспристрастное, намекающее на движение в сторону полной открытости. Но, одновременно, оно превращает местные власти во что-то типа сферическое в региональных вакуумах. Ведь по этой логике все их действия (и услуги тоже) не имеют никакого отношения к реальной жизни. Потому что даже сообщение о том, что такая-то улица будет перекрыта в связи, например, с прокладной тепломагистрали должно появляться с маркировкой "публикация оплачена из бюджета". Ну и все прочее, что касается городской бытовухи — тоже.

То есть, понятно, с чем это связано: "Ъ" сообщает, что "накануне ОНФ подробно проанализировал эту статью бюджета Московской области, упрекнув губернатора Андрея Воробьева в "тратах на пиар". Ранее ОНФ выдвигал подобные обвинения целому ряду региональных руководителей".

Дискуссии имели такие варианты. Представители региональных властей просили "разделить понятия пиара и информирования, но не лишать местные власти средств на поддержку СМИ, для многих из которых эти средства являются основным средством к существованию". Вполне принципиальный вопрос, в самом деле - а почему бы вообще официально не наделить органы власти правом дотировать правильные СМИ? Дело, в общем, известное.

С другой стороны, то есть - представители негосударственных СМИ чрезвычайно поддержали абсолютный запрет региональным и муниципальным властям содержать СМИ. "Коммерсант": "Пусть лучше распределяют гранты, так будет честнее",— говорит Дмитрий Высоцкий из "Север-пост.ру", Мурманская область. Насколько это честнее – тоже вопрос, но там, по крайней мере, можно будет поскандалить, если что.

Тут возникают две абстрактно-философских проблемы. Первая – что, вообще, такое "поддержка СМИ", в каких формах она может выражаться и как может быть кодифицирована в бюджете? Ну, разной такая поддержка бывает, кодифицировать будет непросто и даже честно ввести в бюджет графу "поддержка СМИ" тоже рискованно, потому что тут расходование не проверить – потому что слово поддержка" очень уж расплывчатое. По этому поводу представитель контрольного управления президента И.Ощепков тут же добавил, что в КУ "считают, что необходимо заложить четкие критерии, лишающие органы власти субъективности в расходовании средств". Это, конечно же, очень логичная идея, но как, собственно, это сделать и кто попытается?   

Вторая абстрактно-философская проблема: как, в принципе, отличить пиар от новости? Первое, что приходит в голову - если новость характеризует местную власть плохо, то это точно не пиар (впрочем – она же может работать и от обратного, публикуя на врагов компромата, но об этом, кстати, не говорилось ничего). Но тогда, если появляется новость о том, что вышеупомянутая проезжая часть в порядке и движение по такой-то улице возобновлено, то в данной схеме это выходит пиаром. Впрочем, до обсуждения такого варианта и вынесения рекомендаций по его поводу на форуме, вроде, не добрались.

"Новая газета" и ее проблемы

В это же время проблема системного существования СМИ была поддержана печалью и с другой стороны условной линии лояльности. "Ъ" сообщил, что "Акционеры "Новой газеты", среди которых предприниматель Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, уже в мае могут прекратить издание как минимум бумажной версии. Основной источник доходов одной из самых многотиражных газет России — продажа физических копий и реклама на сайте".

"Новая газета" контролируется коллективом, 39% — у владельца НРК А.Лебедева. Миноритарным пакетом "Новой газеты" также владеет М.Горбачев. Собственники ищут возможность продолжать выпуск газеты (то есть - инвесторов), но пока ситуация такова, что главред В.Муратов вынужден был сделать свое заявление и добавить: "Что еще делать, когда на рынке уничтожена конкуренция, реклама стала платой за лояльность, киосковые сети разоряются, арендная плата растет, а лояльные СМИ поддерживаются дотациями государства".

Тут можно обратить внимание на тему дотаций лояльным – эта правда жизни находится в явном противоречии со строгой формальностью рассуждений по этому поводу на форуме ОНФ. Здесь же еще одна тема выживания: за счет рекламы. Тут дело в том, что никто не станет совать рекламу туда, куда не рекомендуют сверху. Впрочем, здесь еще и вопрос целевой аудитории, то есть дело тоже не стопроцентно однозначное. Ну, как и жизнь, собственно.

 
Дмитрий Муратов

В интервью "МК" Муратов чуть уточнил по дотациям и рекламе: "Я надеюсь, вы понимаете, что мы находимся в некоммерческих условиях. В России есть ограниченное количество печатных СМИ, которым государство оказывает помощь из бюджета, и они «сломали» рынок. Все затраты эти СМИ покрывают за счет дотаций, а еще зарабатывают рекламой. У нас никогда не было ни копейки государственных денег, а рынок рекламы регулируется тем же государством, и ее, как правило, можно получить в обмен на лояльность. Мы же лояльностью не торгуем".

О проблемах "Новой" с лояльностью вполне известно. Из последних напряжений между изданием и властью так: в феврале Д.Песков сказал CNN, что "Новая газета" "иногда делает невообразимые публикации", на которые "нет причин реагировать" (это было о публикации планов по разделу Украины). На этой неделе Д.Песков Песков назвал абсурдными часть сведений "Новой", связанных с организацией убийства Б.Немцова. Вот даже интересно, на что будет реагировать Песков, если с выходом газеты возникнут проблемы.

Фактическую сторону дела "Коммерсант" дает так: "По словам Дмитрия Муратова, основные источники доходов "Новой газеты" — продажа физических копий издания и реклама на сайте. По данным Kartoteka.ru, выручка АНО "Редакционно-издательский дом "Новая газета"" в 2013 году составила 123,9 млн руб., чистый убыток — 11,4 млн руб. Тираж одного номера "Новой газеты" составляет 227 тыс. экземпляров.

По финансовой части Муратов сообщил "МК": "- Но сейчас наш главный инвестор разорен — его разорили...
- Вы имеете в виду Александра Лебедева?
- Да, Александр Евгеньевич много лет нес свой крест, он и сейчас остается журналистом газеты, но быть инвестором больше не может. Банкротами мы становиться не хотим, и расплатимся со всеми до последней копеечки, ответственно заявляю. Посмотрим, что к маю получится... "

Там же им было сказано: "У "Новой газеты" отличные медийные показатели, в рейтингах печатных СМИ она занимаем одно из первых мест, у нас великолепная премиум-аудитория, которая верна нам годами... В любой стране с нормально работающими рыночными механизмами мы были бы очень успешным экономически проектом".

 Словом, ищут инвесторов. В "МК" было и по поводу что делать, есть не найдут:
"- Если выпуск газеты будет приостановлен, может быть, «Новая» уйдет в интернет?
- Насчет сайта пока не знаю. Мы — не новостной агрегатор, наши журналисты работают «в поле» и добывают информацию, иногда в очень сложных условиях, а не собирают ее по интернету. И быть агрегатором мы не хотим".
Тут дело понятное: редакция есть редакция, вне зависимости от того, бумажное это издание или нет.

А по поводу аудитории такие дела ("Коммерсант"): По словам пресс-секретаря издания Надежды Прусенковой, ежегодные исследования TNS Gallup показывали, что за последние десять лет аудитория издания сильно поменялась: "Если раньше костяк нашей аудитории был 45+, то сейчас — это люди 30-50 лет, активный средний класс. После протестов 2011-2012 года у нас появилась молодежь, чего раньше не было". Постоянно растет, по ее словам, и аудитория сайта издания: "Она значительно моложе и пересекается с аудиторией печатной версии лишь на 30%".

Ну да, смена "костяка аудитории" это, вроде, неплохо, вот только "новый костяк" в бумажной версии не заинтересован. И это еще одна абстрактно-философская проблема, уже почти вечная: так что будет с бумагой и как зарабатывать на онлайне. Вопрос никак не слабее темы лояльности как таковой.

Назаров Михаил
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).