будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна
Верховский Александр

Программа по «национальному вопросу»: первая реакция

Программа по «национальному вопросу»: первая реакция
11
Александр Верховский. Фото Радио Свобода

23 января 2012 г. кандидат в президенты Владимир Путин выступил с программной статьей по «национальному вопросу», которую он незадолго до того обещал на встрече с петербургскими футбольными фанатами.

Что же в ней сказано и предложено по существу?

Во-первых, Путин вернулся к тем тезисам, которые он и Дмитрий Медведев продвигали c декабря 2010 по февраль 2011 года, по следам событий на Манежной площади, но потом практически перестали упоминать. Это – формирование общегражданской идентичности как приоритетной по отношению к этнической (в нашей терминологии – национальной), религиозной и вообще культурной. Такая идентичность должна формироваться в представлении о России как о нации-цивилизации – в противовес сепаратистским по сути проектам русского и иных этнонационализмов. При этом снова не говорится, на основе каких ценностей или практик могла бы формироваться такая общегражданская идентичность, помимо общепатриотических эмоций. Возможно, предполагается, что таких эмоций может быть достаточно, чтобы перевесить другие эмоции – этнокультурные и религиозные. Однако оснований для такой гипотезы пока не видно.

При всей симпатии к идее общегражданской идентичности, приходится признать, что в таком виде она вряд ли успешно привьется.

Вероятно, федеральным властям нужно посерьезнее задуматься о том, что именно они предлагают. Если речь, конечно, не идет о сугубо предвыборном пропагандистском ходе, в котором подробности не так важны. А то, например, суждения о европейском опыте в статье выглядят, скажем так, поверхностными и неточными.

Во-вторых, общую идентичность предлагается формировать на основе русского культурного ядра. С одной стороны, это естественно и неизбежно, но с другой – подается как наследие имперской истории (в терминологии статьи – нашего «исторического государства»). Однако почему-то ведь раньше этот процесс вызывал сопротивление. И будет вызывать в дальнейшем.

Стоило бы задуматься, как скорректировать имперскую линию, а не только издержки региональных этнонационализмов. Которые тоже, разумеется, надо корректировать.

Например, это относится к школьному историческому образованию, до сих пор излагающему историю страны, как прямую линию от Киевской Руси до Российской Федерации. Это важно также и для определения того, какой именно исторической концепции России должны «присягнуть» новые иммигранты путем сдачи предлагаемого экзамена.

В-третьих, в статье Владимира Путина по-прежнему доминирует постсоветская концепция «межнационального конфликта», каковым считается любое этнически окрашенное – в чьем-то восприятии – событие. Вот Манежка – «межнациональный конфликт»? Если допустить, как это ни дико для официальной точки зрения, что бушевавшие там ультраправые активисты и футбольные хулиганы – это как раз представители русского народа, то где там была другая сторона «межнационального конфликта»? А конфликт в Сагре вообще является каноническим случаем медийного конструирования образа «межнационального конфликта»: в самом столкновении бандитов, крышующих наркоторговца, и жителей деревни никакого этнического мотива не было. Но если задача – не в пресечении беспорядков и иных нарушений закона, не говоря уж о преступлениях по мотиву ненависти или дискриминации (и слов-то таких в статье нет), а в урегулировании конфликтов, то отсюда прямой путь к переговорным процедурам. Но переговоры предполагают «стороны» и потому всегда работают на конструирование и/или укрепление этнополитических структур и соответствующих идентичностей, каковым, по идее, должна бы противостоять провозглашаемая политика. Кажется, и предлагаемый «коллегиальный орган», «отвечающий за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов», будет формироваться, по крайней мере – в немалой степени, из представителей этнических и религиозных элит. Ну,

какая может быть общегражданская идентичность, если власть говорит не о правах граждан, а об «объективном арбитраже интересов различных сообществ»?

В-четвертых, тема регулирования миграции подана не слишком конструктивно. В этом разделе есть ряд бесспорных положений, например, об укреплении судебной системы, привлекательности образования, недопустимости создания замкнутых анклавов и т.п. Есть положения непонятные – про экзамены по русской истории и культуре. Например: такой экзамен можно устроить для претендующих на гражданство, но технически невозможно организовать для временных трудовых мигрантов. Наконец, Путин уже в третий раз со времен Манежки возвращается к теме уголовной ответственности за нарушение режима регистрации. Мало того, что эта мера очевидно репрессивная - она еще подается как способ борьбы с «неадекватным, агрессивным, вызывающим, неуважительным» поведением инокультурных приезжих, являющихся российскими гражданами. Вроде бы, очевидно, что вопросы регистрации тут не причем.

В заключение остается сказать: хорошо, что такая статья все-таки вышла. Конечно, она предвыборная – и на агитационные цели можно списать многие ее недостатки. Сам факт обсуждения вопросов общегражданской идентичности на высшем госуровне обнадеживает. Но ведь статья, опять же, – предвыборная, а вот пройдут выборы – и не забудется ли она так же, как забылись программные речи Путина и Медведева годичной давности, также спровоцированные особыми обстоятельствами…

Автор - Директор Информационно-аналитического центра «Сова»

Верховский Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).