Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова опубликовала целый небольшой трактат о новых кознях Запада с доходчивым названием «Ядерная деза». «На Западе на самом высоком уровне, трансгранично и трансформатно запущены механизмы вброса в общественное пространство нового тезиса. Он предельно примитивен и одновременно предельно ужасен: русские грозят ядерной войной, русские трясут ядерной дубинкой», — пишет Захарова, затем приводит точную цитату из интервью министра иностранных дел Сергея Лаврова, где тот говорит, что недопустимость ядерной войны — принципиальная позиция России, затем подробно рассказывает о том, как много сделала официальная Россия, чтобы ядерной войны не допустить.
О коварстве Запада остается только печалиться, а работой наших дипломатов — восхищаться. Но всегда есть нюанс. Россияне в массе своей едва ли читают вражеские СМИ, смеющие ставить под сомнение миролюбие Российской Федерации. А вот продукты жизнедеятельности отечественной пропаганды потребляют охотно и обильно. Но там-то как раз разговоров о грядущей ядерной войне хватает. Весь мир в труху!
Вот — раз уж начали мы с речей Лаврова — была, к примеру, такая история: 19 апреля наш министр иностранных дел, комментируя заявление Зеленского о том, что Россия якобы готова применить ядерное оружие, сказал буквально следующее: «На данном этапе специальной военной операции на Украине РФ рассматривает возможность использования только обычного вооружения» (ссылка — на сайт телеканала «Звезда», принадлежащего Министерству обороны РФ, надежней не бывает).
Ну, сказал и сказал. И что же? На арену выбежали вовсе не западные виртуозы фарса, а наш, отечественный, околокремлевский политолог Сергей Марков: «В ближайшее время мы, думаю, увидим бурю в западных СМИ и у западных политиков. Сергей Лавров заявил о возможности использования Россией ядерного оружия на Украине, что на данном этапе рассматривается как опция обычных вооружений. Это будет рассматриваться западными странами как угроза применения ядерного оружия на территории Украины. Потому что Лавров не отверг использование ядерного оружия, как это было раньше. А подчеркнул, что сейчас, на данном этапе, это не рассматривается. А значит, не отвергается использование ядерного оружия на других этапах». Именно эту мысль — причем в более радикальной форме — растащили по бесчисленным каналам и пабликам пропагандисты калибром поменьше: «Жахнем! Еще как жахнем!»
Это, впрочем, маргиналии, заметки на полях. На центральных телеканалах царят те же настроения. В бесконечных «Вечерах с Владимиром Соловьевым» на «России 1» и гости в студии, и сам заслуженный телеведущий регулярно и весело шутят (да, именно шутят) о перспективах применения ядерного оружия. А впрочем, не всегда и шутят. Реплика Маргариты Симоньян — как раз на передаче Соловьева — о том, что ядерный удар при определенных обстоятельствах не такое уж невозможное дело, настолько потрясла публику, что с коротким открытым письмом самому президенту РФ выступил не какой-нибудь там гнилой либерал, а целый бывший министр регионального развития Игорь Албин: «Безумные "пропагандисты" будут гореть в аду! Владимир Владимирович, они многократно Вас обманули. Речь о наших детях и внуках! И о Ваших тоже! Остановите этих сволочей! Когда идёт война, своих не ругают! Но и гордиться этим не стоит. В ядерной войне победителей не будет! Простите, друзья!»
И получается, что для уставившегося в телевизор россиянина главные проповедники грядущей ядерной войны — вовсе не какие-то там (неведомые ему) клеветники из вражеских газетенок, а свои, родные говорящие головы, лучшие люди страны, которых два главных канала показывают теперь почти круглосуточно.
С некоторых пор (знатоки говорят, что с 2014-го года, не знаю уж, почему так вышло) у отечественных пропагандистов в моде «теория окон Овертона». На самом деле, никакой такой теории, конечно, нет, есть хаотичный набор статей американского ультраправого, инженера-электрика Джозефа Овертона, но это ведь и не важно. Не важно, что нет, — важно, что люди, которые формируют общественное мнение в России, верят, что есть, и активно используют несуществующую «теорию» в качестве объяснительной модели. Согласно их конспирологическим построениям, враг намеренно стремится убедить нас в том, что немыслимое нормально, чтобы сначала разрушить наши ценности, а потом и поработить. Ну, то есть сначала вам внушают, что гей-парады — это хорошо и правильно, потом маму запрещают называть мамой, а потом — придут, и дома наши сожгут, и нефть выпьют, и станут ксендзы запрягать православных в таратайки, а церкви святые сдадут в аренду шинкарям. И где стол был яств — там встанут солдаты НАТО.
Наши пропагандисты так долго твердили про «окна Овертона», что сами оказались внутри выдуманной теории. Машут теперь флажками из окон, обсуждают: как это будет здорово, когда жахнем. Как нас все, наконец, зауважают.
Тараканы, наверное, зауважают. Они, я читал, выживут.
Помните, в начале зимы клеветнические западные СМИ переполнялись статьями о том, что Россия вот-вот вторгнется на Украину? С картами, со ссылками на данные разведки. Мария Захарова регулярно тогда высмеивала эти нелепые пасквили, и я смеялся вместе с ней — настолько это всё казалось нелепым.
Смех куда-то делся, то, что было невыносимым шоком, то, что выглядело невозможным, стало страшной нормой. Никто про те веселые январские шутки больше не вспоминает. Ну, просто вот так вот живем теперь, а возможно — всегда так было. Такой нынче у жизни фон.
Не берусь гадать, что в головах у вождей, но хочу верить: они действительно считают, что ядерная война недопустима. Не станет же Сергей Лавров врать! Когда такое было, чтобы Лавров врал?
Зато информационная обслуга вождей старательно готовит страну к очередному шажку в новую нормальность. И это будет, как сказал бы один американский астронавт, наверное, последний шаг для человечества.
Дальше нагнетать уже и некуда.