будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз оружие МИД России
Май 24, 2025
Страна
Карпюк Илья

Прощай, ДОВСЕ

Прощай, ДОВСЕ
dovse2
Подписание договора об обычных вооруженных силах в Европе в 1990 году. Источник: Фото: cvce.eu

Перед началом очередного заседания Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) российский МИД заявил, что отказывается от дальнейших консультаций. Россия, таким образом, окончательно покидает ДОВСЕ.

«Продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической», — говорится в опубликованном на сайте МИДа заявлении. «Учитывая изложенное, Российская Федерация приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ с 11 марта 2015 года. Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным», — резюмирует документ.

Свои интересы на заседаниях Совместной консультативной группе Россия попросила представлять Белоруссию.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 года, а вступил в силу 9 ноября 1992 года. Логика ДОВСЕ состояла в том, что оба существовавших на тот момент в Европе военно-политических блока, НАТО и ОВД, обязывались ограничить количество обычных вооружений, причем не только в рамках национальных границ, но и вдоль линии соприкосновения, а также на флангах. Таким образом благодаря ограничениям сокращался потенциал внезапного нападения одной из сторон на другую и ведения полномасштабной войны в Европе.

Первоначальными участниками ДОВСЕ были 16 государств АТО и 6 стран Варшавского договора. Обоим союзам позволялось иметь равное количество танков, бронированных машин, артиллерийских систем калибра более 100 мм, боевых самолетов, ударных вертолетов и другой военной техники. Действие договора распространялось только на Европу, в границах от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря.

Вся логика ДОВСЕ была нарушена после распада Варшавского договора, который формально прекратил действовать 1 июля 1991 года, и Советского Союза, который также не пережил 1991 год. Таким образом в момент вступления ДОВСЕ в силу он уже морально устарел: вместо поддержания баланса между двумя блоками, он ограничивал количество вооружений на территории ряда европейских стран, причем, если не знать историю, то достаточно бессистемно.

После распада Восточного блока и Советского Союза ДОВСЕ несколько раз пытались модифицировать. 15 мая 1992 года в Ташкенте представители России, Украины, Белоруссии, Молдавии, а также трех закавказских республик и Казахстана подписали соглашение, в котором бывшие квоты СССР  распределялись между новыми государствами. Соглашение было ратифицировано Россий, но не вступило в силу: парламенты Азербайджана и Грузии отказались его принимать.

В тоже время страны Прибалтики вовсе решили не присоединяться к ДОВСЕ, таким образом численность размещенной на их территории вооруженных сил никакими международными договорами не ограничивается.

В 1996 году по инициативе России был несколько изменен принцип подсчета вооружений на флангах — проблема была в том, что во время войны в Чечне на Северном Кавказе было сосредоточено столько боевой техники, что это превысило установленный договором лимит. К моменту вступления поправок в силу, впрочем, первая чеченская война уже закончилась.

После вступления некоторых стран бывшего ОВД в НАТО прописанный в ДОВСЕ баланс силы оказался нарушен полностью: теперь Североатлантический альянс мог держать в Европе больше сил, чем было закреплено в 1990 году. Для решения этой проблемы на Стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 года, во время последнего заграничного визита президента Бориса Ельцина, было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Новый документ вместо блоковой системы вводит национальные и территориальные квоты, которые, в том числе, оговаривают количество размещенной на территории государств боевой техники других стран. Квота России сохранилась примерно на уровне Ташкентских соглашений, зато были заметно увеличен фланговые квоты, которые позволяют держать мощные группировки на Северном Кавказе и Северо-Западе страны.

Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано тридцатью государствами, но ратифицировали только Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Грузия и Молдавия потребовали вывод российских войск со своей территории перед ратификацией, а страны Прибалтики и бывшие республики Югославии, которые через некоторое время вступили в НАТО, договор так и не подписали.

Для многих в России ДОВСЕ был своеобразной «красной тряпкой», символом провальной внешней политики в 1990-е годы. Дело в том, что в соответствии с договором Россия не имела права дислоцировать свою армию на своей территории так, как хотела. Фланговые ограничения, которые изначально были приняты для баланса сил стран Варшавского договора и НАТО, в результате связывали руки только России.

Вдобавок ко всему договор к середине 2000-х годов показал всю свою несправедливость. Сама логика договора предполагает, что на европейском континенте есть два противостоящих союза, мощь который необходимо ограничить. После распада СССР и вступления всех бывших стран ОВД в НАТО получилось, что противостояние продолжается между Россией и НАТО, причем, согласно ДОВСЕ, Североатлантическому блоку позволен на территории Европы держать по крайней мере вдвое больше техники, чем России и ее союзникам по ОДКБ.

Так что неудивительно, что президент Владимир Путин по время своего обращения к парламенту 26 апреля 2007 года заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией ДОВСЕ, связав это с планами США по развитию системы ПРО в Польше и Чехии. Через месяц Россия официально потребовала созвать чрезвычайную конференцию государств— участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене. На встрече прийти к каким-либо договоренностям не удалось и 13 июля 2007 года Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В прилагаемой к указу справке говорится, что решение президента вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым отнесены превышение НАТО «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате присоединения новых членов, отказ от ратификации адаптированной версии ДОВСЕ странами НАТО, отказ прибалтийских республик от вступления в договор и планируемое размещение военных баз США на территории Болгарии и Румынии.

При этом Москва, как теперь выяснилось временно, продолжала участвовать в Совместной консультативной группы, что, впрочем, мало что означало с точки зрения международного права и никак Россию не ограничивало.

Ведомство Сергея Лаврова заверило, что Россия не отказывается от «дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, если и когда для него созреют партнеры». «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом контроля за обычными вооружениями в Европе, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств», — говорится в заявлении МИД.

Впрочем, как много раз объясняли эксперты, ДОВСЕ — плод холодной войны, и вряд ли в XXI веке будет иметь хоть какой-то смысл заключать подобный договор, хоть и с поправленными лимитами вооружений.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).