Появление этого документа сопровождалось интригой. В понедельник было сообщено, что Фонд "Общественное мнение" прекращает публиковать в открытом доступе результаты еженедельных опросов общественного мнения. Далее было сказано, что данные опросов будут доступны только клиентам ФОМ, причем - почему-то через Agence France-Presse некой "представительницей организации на условиях анонимности".
Новость продержалась недолго, во вторник президент ФОМа Александр Ослон информацию опроверг, добавив, что очередной документ, как и положено, выйдет в четверг, а сообщение AFP - "утка". Не так, чтобы эта история и сильно повысила внимание к этим данным, но все же. После выборов-митингов.
В самом деле, в четверг 15 декабря произошла регламентная выдача "Доминант" (50-й номер за год ). Документ большой и, в принципе, узкоспециальный (может ли, например, читатель понять разницу между рейтингом и индексом доверия того же лица и сообразить, отчего второй больше на 11%?).
Поэтому тут про самые хитовые цифры. Доверие к президенту Д.А.Медведеву составило 39%, что есть его исторический минимум. Да, опрос проводился 10-11 декабря, 3000 человек, 204 населенных пункта, 64 субъекта РФ. У премьера В.В.Путина - 44%, тоже исторический минимум (46% у него были в 2004-м). Рейтинг "Единой России" - 36%, тоже минимум за всю их историю.
Еще про протестные настроения — они совершенно стоят на месте (протесты считали по выборке вдвое меньшей — по 1500 респондентам). Мало того, отрицательные ответы на вопрос "Если в ближайшее воскресенье там, где Вы живёте, пройдут митинги, демонстрации, акции протеста, то Вы примете или не примете в них участие?" идут в рост.
Вчера в ЖЖ К.Сонина появился его краткий анализ данных ФОМа. Два, также максимально хитовых момента оттуда:
"… (1) Страница 7, рейтинги партий - рейтинг ЕР 27 ноября (36% от числа опрошенных, за неделю до выборов) и 11 декабря (34%, через неделю после выборов) совершенно не соответствует её официальному результату (49% - там на графике точки стоят не те - надо смотреть сноску) и очень хорошо соответствуют прикидкам размера фальсификаций". Тут проблема, от кого ФОМ в данном случае считал - от всех или от тех, кто пришел бы на выборы? Во втором варианте (если перевести 36% на число тех, кто голосовал, 49% бы и вышло).
"(3) На многочисленных графиках, показывающих снижение доверия Путину, Медведеву и ЕР, удивляют не абсолютные величины, а то, что снижение идёт не сколько быстро, сколько гладко и уже долго, больше полутора лет. Удивительно, что нет никаких следов избирательной кампании, увеличения пенсий и т.п. Вопреки, распространенному мнению, никакого "скачка" падения после 24-го сентября не наблюдается".
Вообще, в рейтингах-опросах главное не цифры, а интерпретация (это не про К.Сонина, а про эту заметку). Раз уж есть цифры и графики, то любой романтизм на их основе имеет шанс выглядеть убедительным.
Ну да, ощущения не совпадают с цифрам, о чем сказал Сонин — даже 24 сентября не отразилось. Да, тут же еще такое дело - после выборных подсчетов голосов вообще сложно вообще как-то относиться к цифрам. Они теперь на некоторое время могут означать что угодно. То есть, это не выражение недоверия процентам ФОМа. Просто у самих процентов сейчас пониженная репутация по части их связи с реальностью. Тем более, конечно, какие же наблюдатели от ЕС в процесс работы социологов.
Плюс еще и эти 1500 человек, который составляют не очень большой процент населения, да еще и выбираются равномерно, а не в областях зарождения трендов. В данном случае - протестных. Ситуация любопытна именно тем, что вот есть распределения, выборки, закон больших чисел и прочие статистические дела. Но есть и тренды, которые возникают штучно в отдельных местностях.
Чисто теоретически: а как было бы возможно уловить опросом изменение общественного мнения после 24 сентября? Ну да, отдельно выбрать точки, каким-то образом производить локальный фэйсконтроль или заменить его дополнительными вопросами о социальной принадлежности респондента. Но это, разумеется, другая работа, которую не делает никто. Да, а почему именно 24 сентября? Ситуация стала меняться уже летом, после истории с "Правым делом". Уже тогда там что-то крякнуло. Да, в серьезность этого проекта никто не верил, но форма, в которой секвестировали Прохорова, что-то конкретно сдвинула. Вот же, В.Ю.Суркова публично обозначили тем, как он является... Конечно, никаких скачков рейтинга это дать не могло, но это, все же, была первая точка. А потом 24 сентября, а потом Чистые пруды (Болотную считаем, в общем, их следствием: Чистяки тут главнее). Тренд обозначился, но пока и все.
В целом же все еще нечетко, что есть логичная ситуация времени перемен: вроде бы, все изменилось, а с другой — не сформулировано, как именно. Конечно, изменения имели чувственный характер, а это с трудом поддается описанию, тем более — учитывая новизну ощущений, еще не прикрепившихся к фактам. Отчего, собственно, они склонны прицепиться к чему угодно, как бы подходящему — вот, к фальсификациям.
Про все это давным-давно уже и песня написана: "Мы уже победили, просто это еще не так заметно". Это именно, что про опросы общественного мнения, голосований и всякого такого. Нюанс в том, что еще и не совсем понятно то, что именно понимается под еще не всем заметной победой. Что она, собственно, такой и в чем может выражаться? Вероятно, по ходу ее укрепления по этому поводу обозначится общественный консенсус, чисто по факту ее узнавания. Возможно, заодно станет понятнее, зачем не свете бывают партии и прочее политическое представительство.
Пока консенсус не виден. Там еще одна проблема: возмущение умов и ощущение психологического дискомфорта также не нашло себе слов, чтобы зафиксировать изменение ситуации. Мало того, после В.В.Путина в четверг ситуация в слоях, склонных к образованию общественных трендов, лишь осложнилась: то ли требовать от него уважения достоинства граждан, то ли рассуждать о его растущей неадекватности. Но эти варианты ведь объективно противоречат другу другу? Конечно, в этом нет беды, а только разнообразие живых чувств, но только нет и формата, который мог бы стать и статистически видимым. Ну, и раз была цитата, то и целиком.