? В этом году исполняет сорок лет с того дня, как президент США Кеннеди 15 марта 1962 года впервые огласил в Конгрессе четыре основных права потребителя: право на выбор, на информацию, право быть услышанным и право на безопасность товаров, работ и услуг. Этому заявлению предшествовала активная деятельность юриста-правозащитника Ральфа Надера, который прославился в 60-е годы своей борьбой против американских производителей автомобилей. Одни из первых исков в связи с небезопасностью автомобилей были выиграны именно Надером, и люди получили большие компенсации за опасный продукт. А в 1985 г. ООН приняла резолюцию, в которой были закреплены основные права потребителя, и все страны ООН приняли на себя обязательства учитывать данные положения при разработке национального законодательства.
В России закон о защите прав потребителей был принят в 1992 г., мы недавно отметили его десятилетие. По оценке КонфОП, этот закон является одним из самых применяемых в гражданском законодательстве России, благодаря ему большое количество людей ежегодно отстаивают свои потребительские права в суде. Например, в 2000 году были выиграны около 60 тыс. подобных исков.
Для КонфОП этот день важен тем, что мы пытаемся привлечь внимание государственных органов, общественных организаций к тем проблемам, которые до сих пор еще не разрешены. Например, фактически в России отсутствует законодательство, которое бы четко регламентировало права потребителей и обязанности продавцов, связанные с новыми формами продажи=? покупкой через Интернет, по каталогу либо через агентов. Здесь потребитель не защищен. Еще один момент непроработанности российского законодательства это вопросы, связанные с отзывом небезопасной продукции. В России отзыв товаров практически не применяется, хотя у нас очень много небезопасной продукции. Случай с ВАЗом=? один из первых, когда завод публично об этом заявил. До этого весь отзыв шел через станции технического обслуживания. Буквально вчера мы обсуждали с автопроизводителями и автодилерами качество российских автомобилей; ситуация, конечно, удручающая. Колоссальное количество дефектов в машинах, которые сходят с конвейра, и если бы у нас было американское=? законодательство, то эти заводы фактически были бы разорены.
? КонфОП прилагает какие-то усилия, чтобы воздействовать на разработку законодательства?
? Да, в планы правительства включены законопроекты о техническом регулировании и поправки к закону о защите прав потребителей. И тот и другой законы входили в пакет Грефа по дебюрократизации экономики, над которым мы работали, и оба предусматривают отзыв некачественной или опасной продукции. Закон «О техническом регулировании» будет рассматриваться правительством уже 14 марта, и если правительство одобрит, он будет внесен уже в весеннюю сессию парламента для обсуждения. Поправки в закон о защите будут рассмотрены, видимо, на осенней сессии. Пока нужно провести законодательство, а потом по новым законам нужно инициировать соответствующие иски, чтобы люди увидели, что эти законы существуют не на бумаге, а могут применяться в жизни.
? На ваш взгляд, действия ВАЗа вызваны просто сознательностью его менеджеров?
? Я считаю, да. Обязанности такой у них сейчас нет. Они несут ответственность, но реально, конечно, даже если бы мы узнали, что эти 5 тысяч автомобилей опасны, мы бы в течение двух лет через суд заставляли ВАЗ их отзывать. По ГАЗу, например, с «Волгами» ситуация еще более страшная. Там изначально конструктивные дефекты заложены в модели. По «Москвичу», несмотря на то, что завод стоит и уже ничего не производит, количество претензий с каждым годом все возрастает. Люди сталкиваются с большими проблемами, связанными, в частности, с сервисом, т.к. сервиса как такового у «Москвича» нет ввиду его практического банкротства.
? То есть надо признать, что пока в нашей стране в этом отношении уровень культуры пока еще очень низкий?
? Смотря какую отрасль взять. На мой взгляд, на потребительском рынке есть две самые проблемные отрасли=? автомобилестроение и жилищно-коммунальное хозяйство. Их объединяет то, что и та и другая отрасли не реформировались за годы реформ. В автомобилестроении конкуренция была закрыта запретительными пошлинами на подержанные иномарки, в ЖКХ тоже не было создано никаких механизмов, которые способствовали бы конкуренции на этом рынке, и никаких институтов, поддерживающих потребителей. Соответственно, те отрасли, где не возникла конкуренция, остались в таком первобытном состоянии, в каком они были в 91-м году. А вот если мы берем торговлю или туризм, то здесь уровень общей культуры вполне приемлем для потребителей. Реально в России большинство предпринимателей знают, что такое закон о защите прав потребителей, и что его нужно соблюдать. Поэтому они очень часто удовлетворяют претензии до всякого суда. Это там, где есть конкуренция, и там, где они борются за клиента. Где нет конкуренции, все зависит от общей культуры и от персоналий.
? Тогда, возвращаясь к автомобилестроению, если учитывать протекционистскую политику, надо полагать, что вряд ли в будущем что-то кардинально изменится...
? Да. Абсолютно точно. Потребители являются заложниками протекционистской политики государства в отношении этой отрасли. Единственное, что радует, это то, что количество исков к автопроизводителям возрастает, хотя и несоизмеримо с объемами продаж. ВАЗ, например, в год меняет от 100 до 200 машин, а раньше менял 10-15 в год. Созданы уже в автомобильных компаниях специальные юридические службы, которые занимаются такими категориями дел против потребителей. То, что потребители не терпят, а судятся, это уже хорошо.
? Значит заработал некий альтернативный конкуренции механизм давления на производителей?
? Да, именно. Хотя он, конечно, менее эффективный, чем конкуренция, ввиду того, судебная система у нас своеобразная. Очень долго все тянется. Среднее время прохождения потребительского иска по России=? восемь-десять месяцев. Не всякий человек на это пойдет.