будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Протекционизм против потребителей

? В этом году исполняет сорок лет с того дня, как президент США Кеннеди 15 марта 1962 года впервые огласил в Конгрессе четыре основных права потребителя: право на выбор, на информацию, право быть услышанным и право на безопасность товаров, работ и услуг. Этому заявлению предшествовала активная деятельность юриста-правозащитника Ральфа Надера, который прославился в 60-е годы своей борьбой против американских производителей автомобилей. Одни из первых исков в связи с небезопасностью автомобилей были выиграны именно Надером, и люди получили большие компенсации за опасный продукт. А в 1985 г. ООН приняла резолюцию, в которой были закреплены основные права потребителя, и все страны ООН приняли на себя обязательства учитывать данные положения при разработке национального законодательства.

В России закон о защите прав потребителей был принят в 1992 г., мы недавно отметили его десятилетие. По оценке КонфОП, этот закон является одним из самых применяемых в гражданском законодательстве России, благодаря ему большое количество людей ежегодно отстаивают свои потребительские права в суде. Например, в 2000 году были выиграны около 60 тыс. подобных исков.

Для КонфОП этот день важен тем, что мы пытаемся привлечь внимание государственных органов, общественных организаций к тем проблемам, которые до сих пор еще не разрешены. Например, фактически в России отсутствует законодательство, которое бы четко регламентировало права потребителей и обязанности продавцов, связанные с новыми формами продажи=? покупкой через Интернет, по каталогу либо через агентов. Здесь потребитель не защищен. Еще один момент непроработанности российского законодательства это вопросы, связанные с отзывом небезопасной продукции. В России отзыв товаров практически не применяется, хотя у нас очень много небезопасной продукции. Случай с ВАЗом=? один из первых, когда завод публично об этом заявил. До этого весь отзыв шел через станции технического обслуживания. Буквально вчера мы обсуждали с автопроизводителями и автодилерами качество российских автомобилей; ситуация, конечно, удручающая. Колоссальное количество дефектов в машинах, которые сходят с конвейра, и если бы у нас было американское=? законодательство, то эти заводы фактически были бы разорены.

? КонфОП прилагает какие-то усилия, чтобы воздействовать на разработку законодательства?

? Да, в планы правительства включены законопроекты о техническом регулировании и поправки к закону о защите прав потребителей. И тот и другой законы входили в пакет Грефа по дебюрократизации экономики, над которым мы работали, и оба предусматривают отзыв некачественной или опасной продукции. Закон «О техническом регулировании» будет рассматриваться правительством уже 14 марта, и если правительство одобрит, он будет внесен уже в весеннюю сессию парламента для обсуждения. Поправки в закон о защите будут рассмотрены, видимо, на осенней сессии. Пока нужно провести законодательство, а потом по новым законам нужно инициировать соответствующие иски, чтобы люди увидели, что эти законы существуют не на бумаге, а могут применяться в жизни.

? На ваш взгляд, действия ВАЗа вызваны просто сознательностью его менеджеров?

? Я считаю, да. Обязанности такой у них сейчас нет. Они несут ответственность, но реально, конечно, даже если бы мы узнали, что эти 5 тысяч автомобилей опасны, мы бы в течение двух лет через суд заставляли ВАЗ их отзывать. По ГАЗу, например, с «Волгами» ситуация еще более страшная. Там изначально конструктивные дефекты заложены в модели. По «Москвичу», несмотря на то, что завод стоит и уже ничего не производит, количество претензий с каждым годом все возрастает. Люди сталкиваются с большими проблемами, связанными, в частности, с сервисом, т.к. сервиса как такового у «Москвича» нет ввиду его практического банкротства.

? То есть надо признать, что пока в нашей стране в этом отношении уровень культуры пока еще очень низкий?

? Смотря какую отрасль взять. На мой взгляд, на потребительском рынке есть две самые проблемные отрасли=? автомобилестроение и жилищно-коммунальное хозяйство. Их объединяет то, что и та и другая отрасли не реформировались за годы реформ. В автомобилестроении конкуренция была закрыта запретительными пошлинами на подержанные иномарки, в ЖКХ тоже не было создано никаких механизмов, которые способствовали бы конкуренции на этом рынке, и никаких институтов, поддерживающих потребителей. Соответственно, те отрасли, где не возникла конкуренция, остались в таком первобытном состоянии, в каком они были в 91-м году. А вот если мы берем торговлю или туризм, то здесь уровень общей культуры вполне приемлем для потребителей. Реально в России большинство предпринимателей знают, что такое закон о защите прав потребителей, и что его нужно соблюдать. Поэтому они очень часто удовлетворяют претензии до всякого суда. Это там, где есть конкуренция, и там, где они борются за клиента. Где нет конкуренции, все зависит от общей культуры и от персоналий.

? Тогда, возвращаясь к автомобилестроению, если учитывать протекционистскую политику, надо полагать, что вряд ли в будущем что-то кардинально изменится...

? Да. Абсолютно точно. Потребители являются заложниками протекционистской политики государства в отношении этой отрасли. Единственное, что радует, это то, что количество исков к автопроизводителям возрастает, хотя и несоизмеримо с объемами продаж. ВАЗ, например, в год меняет от 100 до 200 машин, а раньше менял 10-15 в год. Созданы уже в автомобильных компаниях специальные юридические службы, которые занимаются такими категориями дел против потребителей. То, что потребители не терпят, а судятся, это уже хорошо.

? Значит заработал некий альтернативный конкуренции механизм давления на производителей?

? Да, именно. Хотя он, конечно, менее эффективный, чем конкуренция, ввиду того, судебная система у нас своеобразная. Очень долго все тянется. Среднее время прохождения потребительского иска по России=? восемь-десять месяцев. Не всякий человек на это пойдет.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).