Москва, 28 августа. В пресс-центре газеты "Известия" - круглый стол, тема "Балканы сегодня - гуманитарный аспект проблемы". В Македонии вроде бы разоружаются, а вроде бы и не очень. На круглом столе присутствуют поверенный в делах миссии ЕС в России, двое отечественных экспертов и послы всех югославских республик. Посол Хорватии приехать не смог - в посольстве всего два сотрудника, не на кого оставить хозяйство. Это, впрочем, вполне характерно - откуда у независимой Македонии не то что деньги на дипломатию, а и сами дипломаты? Посол Димитаров - профессор литературоведения, поверенный в делах Албании Йорго Блаци - поэт, переводчик русской литературы на албанский: Пушкина переводил, Толстого, Есенина, награжден орденом Дружбы. Что делать, бывший соцлагерь, все изъясняются по-русски - и ругаются через весь стол по-русски о том, кто первый все начал. Евродипломат с простой французской фамилией Дюбуа думал, что речь пойдет не о "гуманитарных аспектах", а о "гуманитарной помощи", приготовил целый доклад. Поправлять его никто не стал, и господин Дюбуа доложился о потраченных Еврокомиссией миллионах. Все время оговаривался, что в отличие от всех присутствующих в истории нынешнего конфликта, а также и Балкан в целом, ничего не смыслит. Это, впрочем, и ничего, поскольку "ЕС не интересуется прошлым балканских стран, а интересуется их будущим".
Македонская линия понятна - "имеет место неприкрытая агрессия". Вот в начале Запад албанцев называл террористами, с которыми и говорить не о чем, а теперь они - повстанцы, и с ними ведут переговоры. Три тысячи единиц оружия, которые хотят собрать натовцы - это смешно, у албанцев его 80 тысяч единиц, а то и все 280 "по оценкам независимых западных источников". Во всем виновата некая "мафия" (судя по всему, албанская), которая зачем-то противится нормальному вхождению Балкан в Европу. Ввод западных миротворцев также нацелен на то, чтобы "оторвать Македонию от Европы" - и вообще, "17 бывших американских офицеров помогали албанцам".
Албанский поверенный в делах, понятно, не согласен: никакой агрессии не было, а просто македонцы притесняли албанцев, не признавали их язык. Послы перебивают друг друга: "В Македонии было 30% албанцев..." - "Нет, меньше" - "Нет 30". Представитель "Известий" их разнимает. Заканчивает на миролюбивой ноте: "Нас объединяет наше прошлое, борьба с Османской империей и фашизмом, и будущее, интеграция в Европу".
В Европу хотят все, даже наши эксперты, несмотря на заявления о "заинтересованности определенных сил". Албанский дипломат постоянно перебивает югославскую представительницу; сквозь зубы попрекают друг друга заявлениями "Ваших УВАЖАЕМЫХ лидеров". Министр-посланник Курьяк из Югославии говорит, что по окончании холодной войны международное сообщество не имеет ясной политики на Балканах; по сути, Запад путем проб и ошибок вырабатывает новую позицию. Нет, впрочем, ясной политики и у самих балканских стран, и "без помощи Запада ее не выработать".
Всем понятно, что речь идет об одном: унаследованные из биполярного 20 века принципы абсолютного права наций на самоопределение и столь же абсолютного суверенитета и нерушимости границ в новую эпоху просто несовместимы друг с другом. Они и всегда были несовместимы, но несовместимость эта была непринципиальной: все равно все решалось в рамках противостояния великих держав. Теперь этого противостояния нет, и конфликты на Балканах, в Чечне и на Ближнем Востоке предоставлены сами себе. Однако история, по словам господина Дюбуа, Евросоюз не интересует. Как же быть с будущим? Тут-то и встает вопрос о той самой несовместимости. Но об этом не говорят - все хотят в Европу, где чудесным образом и границы незыблемы, и нации уважают. Дюбуа говорит: мы вот в Западной Европе сотни лет воевали друг с другом, а потом перестали, значит, и вы сможете. Димитарова спрашивают: "Как вы видите роль России в урегулировании этого конфликта?" Он долго говорит про происки Запада, и тут же - про стремление Македонии стать полноценной частью Европы. Россия тоже должна стать частью Европы. Вот такая у России и будет роль в урегулировании.
(ИФ)