будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин Южная Осетия
Июнь 19, 2025
Страна
Карпюк Илья

Путин договорился с Южной Осетией

Путин договорился с Южной Осетией
putin1
Леонид Тибилов и Владимир Путин. Источник: Фото: kremlin.ru

В среду, 18 марта,  Владимир Путин подписал со своим югоосетинским коллегой Леонидом Тибиловым Договор о союзничестве и интеграции. Ранее сообщалось, что подписание документа было запланировано на 11 марта, но было перенесено, что стало одним из оснований для слухов об исчезновении российского президента.

Впрочем, во время встречи двух президентов ничто не говорило о том, что делегация из Южной Осетии недовольна долгим ожиданием. Владимир Путин, в свою очередь, выступил с протокольной, но достаточно теплой речью. «Мы сегодня сделаем еще один шаг не только в направлении совершенствования договорно-правовой базы в наших отношениях с Южной Осетией, но и в развитии наших интеграционных процессов, в развитии наших союзнических отношений, подпишем договор о союзничестве и интеграции», — сказал российский президент.

 
Леонид Тибилов

Между тем никакой интриги не было уже с конца февраля, когда пресс-служба российского правительства опубликовала текст договора. Согласно установленной процедуре, тексты международного договора, которые, как правило, разрабатываются с участием Министерства иностранных дел, должны быть одобрены правительством и от его имени направлены в Кремль. После подписания международного договора он должен быть ратифицирован парламентом, то есть включен в корпус национального законодательства. Особой процедуры ратификации российская Конституция не предусматривает и она проходит в форме принятия обычного федерального закона, так что в итоге через какое-то время договор с Южной Осетией вновь вернется в Кремль на подпись президенту. Вступит в силу документ только после обмена ратификационными грамотами.

Стоит отметить, что правительство далеко не всегда публикует тексты международных договоров до их подписания. Интересным также представляется и то, что постановление кабинета о представлении президенту текста договора было принято 23 февраля — в официальный выходной день, когда подписавший документ Дмитрий Медведев, как и всякий государственный служащий, вообще-то, работать не должен.

Вполне вероятно, что столь странная история с российско-югоосетинским договором связана с множеством споров, которые велись вокруг него еще на этапе разработки. Даже вероятный перенос подписания документа некоторые объясняли необходимостью срочного изменения текста договора.

Южную Осетию и до российско-грузинской войны сложно было назвать самостоятельным государством: ее безопасность обеспечивалась присутствием российских миротворцев, а экономика крошечной тогда еще непризнанной республики жила за счет удачного расположения между двумя государствами, иными словами, контрабандой.

После войны 2008 года граница с Грузией была перекрыта и республика полностью оказалась на обеспечении российского бюджета, часть денег даже проводилась через существовавшее тогда Министерство регионального развития. В таких условиях естественно, что в открытую велись разговоры о включении республики в состав Федерации.

Избран был, однако, другой сценарий: с Южной Осетией, как и с Абхазией, был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в стране развернулось национальное строительство с созданием всевозможных министерств и ведомств по российскому образцу, на территории республики была размещена военная база, но собственные вооруженные силы формально сохранялись.

В 2014 году Россия решила устроить ревизию отношений с двумя закавказскими республиками, существование которых, формально, из европейских государств признает только Москва. Чем было вызвано это решение, до конца непонятно. «Близкие к Кремлю источники» сообщали в беседах с журналистами, что необходимость усиления позиций России в Абхазии и Южной Осетии вызвана событиями на Украине и ставшим оттого еще более вероятным вступления Грузии в НАТО. Как бы то ни было, было принято решение подписать новые договоры. Первой оказалась Абхазия: 24 ноября президент Владимир Путин подписал со своим абхазским коллегой Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве.

Суть договора была понятна изначально: Россия обязуется обеспечивать жизнь Абхазии и берет на себя обязательства по ее защите от вероятных нападений. Детали, однако, пришлось согласовывать довольно долго. Так, например, в одном из предварительных вариантов предусматривалось, что Россия будет платить своим гражданам-пенсионерам в Абхазии пенсии не меньше, чем получают в соседнем Южном федеральном округе. В итоговом тексте оказалось, что жителям Абхазии будут выплачиваться пенсии, «сопоставимые» с ЮФО.

В конечном варианте договора прописано, что действие Объединенной группировки войск, которая состоит из вооруженных сил Абхазии и России, начинается после того, как обе стороны примут согласованное решение о наличии опасности агрессии. В первом варианте договора было записано, что Россия самостоятельно определяет, есть угроза агрессии для Абхазии или нет.

Вокруг будущего договора между Южной Осетией и Россией также разразились нешуточные споры. В самой республике можно было, очень условно, выделить две партии — сторонников полной интеграции с Россией и, в идеале, вхождения в состав Федерации, и сторонников сохранения независимости.

Сторонником фактического присоединения Южной Осетии к России является спикер парламента республики Анатолий Бибилов, чья партия «Единая Осетия» набрала большинство на выборах летом 2014 года. Он по этому вопросу находится в оппозиции к президенту Леониду Тибилову. Сторонник президента, министр иностранных дел республики Давид Санакоев, предлагал сохранить Южной Осетии армию, милицию и таможню. Члены партии «Единая Осетия» пригрозили провалить ратификацию договора, если будет подписан вариант Санакоева — но политического кризиса, аналогичного тому, что летом 2014 года произошел в Абхазии, удалось избежать.

В итоге Южная Осетия отказывается от права на контроль над собственной таможенной территорией. «Таможенные органы Республики Южная Осетия интегрируются с таможенными органами Российской Федерации путем применения законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле», — говорится договоре.

Южная Осетия фактически отказывается от своей армии. В договоре сказано, что именно Россия обеспечивает оборону и безопасность Южной Осетии, в том числе защиту границы. А «отдельные подразделения Вооруженных Сил» Южной Осетии в будущем войдут в состав Вооруженных сил России.

Россия также обязуется обеспечивать своим гражданам в Южной Осетии уровень пенсий, сопоставимый с Северо-Кавказским федеральным округом, создает за свой счет систему социального и медицинского страхования.

Фактически гражданство Южной Осетии сливается с российским гражданством: Москва обязалась «принять дополнительные меры» для того, чтобы упростить местным жителям процедуру получения российского гражданства. Перед Южной Осетией Москва дополнительно обязуется: позволить гражданам ЮО получать российский паспорт, не отказываясь от своего гражданства, а также позволить россиянам, которые обладают еще и осетинским гражданством, занимать посты на госслужбе.

 
Владимир Путин принял в Кремле Президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова

Решение подписать российско-югоосетинский договор уже раскритиковали в Европе. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, то есть фактически министр иностранных дел ЕС Федерика Могерини заявила, что договор — «еще один шаг, противоречащий усилиям по укреплению безопасности и стабильности в регионе».      

«Этот "договор", который включает упоминания о передаче власти в некоторых сферах, явно нарушает суверенитет и территориальную целостность Грузии, принципы международного права и международные обязательства, взятые Российской Федерацией, в том числе соглашение от 12 августа 2008 года и меры по его имплементации от 8 сентября 2008 года, и не имеет никаких законных оснований», — заявила Могерини. Также новый договор не собираются признавать и в Вашингтоне.

Официальный Тбилиси также высказал недовольство действиями Москвы. «Российская сторона повела себя, мягко говоря, очень неконструктивно и анонсировала на 18 марта, в основной день переговоров, подписание т.н. интеграционного договора с Цхинвали. Мы считаем, что это не случайность, это целенаправленная провокация, рассчитанная на то, чтобы еще больше осложнить этот конкретный раунд Женевских переговоров и вообще подорвать этот формат переговоров», — заявил заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Дондуа. Как раз 18 марта в Женеве запланирован очередной раунд дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье.

Между тем тема подписания договора между Москвой и Цхинвали явно будет широко обсуждаться в Грузии — 21 марта в Тбилиси пройдет крупная демонстрация оппозиционного «Единого национального движения». Главное требование демонстрантов — отставка правительства в связи с обесцениванием лари. За последние четыре месяца грузинская национальная валюта упала с привычного уровня 1,75 лари за доллар до примерно 2,2 лари. Вдобавок правящая коалиция «Грузинская мечта» потеряла большинство в некоторых муниципальных собраниях, так что сейчас лишние аргументированные претензии могут плохо сказаться на устойчивости правительства.

Так что последствия подписания договора между Россией и Южной Осетией могут проявиться в самых неожиданных местах.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).