Президент РФ Владимир Путин ввел должность спецпредставителя президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. В соответствии с данным указом, на должность спецпредставителя назначен посол по особым поручениям Анатолий Сафонов. Согласно данному документу, обеспечение деятельности по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью возлагается на МИД РФ.
Сафонов — не кадровый дипломат, а контрразведчик, до прихода в МИД он успел поработать в ФСБ, а недолгое время после ухода Сергея Степашина и возглавлял эту организацию.
Анатолий Ефимович Сафонов родился в 1945 году в Красноярском крае. В 1983-1987 годах возглавлял 2-й отдел (контрразведка) УКГБ по Красноярскому краю. В 1988 году возглавил краевой УКГБ. С 1992 был заместителем министра безопасности РФ. В 1994 году стал заместителем, первым заместителем главы Федеральной службы контрразведки. С 1994 по 1997 годы был первым заместителем директора ФСБ.
С 1997 по 2001 годы Сафонов занимал должность председателя комитета по вопросам безопасности Союза Беларуси и России. Затем был назначен заместителем министра иностранных дел России. В этой должности курировал сотрудничество по борьбе с терроризмом и оргпреступностью. Был уволен «в связи с переходом на другую работу» 16 августа 2004 года.
Можно попытаться сделать несколько предположений о мотивах назначения на эту должность человека именно с таким послужным списком. Во-первых, по всей видимости, сделан жест для Запада: ведомство возглавил (формально) не сотрудник спецслужб, не вызывающих восторга у заграницы. Таким образом, подтверждается приоритет борьбы именно с международным терроризмом — а именно под лозунгами борьбы с ним США отчасти закрывают глаза на действия России в Чечне. Кроме того, сотруднику МИДа есть что делать на этом посту — например, вести переговоры с Турцией, Саудовской Аравией или, например, с Финляндией.
С другой стороны, хорошо известно, что разведчик бывшим не бывает. А значит, от Сафонова — с его опытом — можно ждать и соответствующего modus operandi на ниве борьбы с терроризмом. Судя по всему, мессадж назначения в итоге расшифровывается примерно так: с терроризмом будет бороться сотрудник дипкорпуса, но это не значит, что он назначен на эту должность только для проформы.