После рыбалки и поедания лобстеров в родовом поместье Джорджа Буша на океанском побережье Владимир Путин продолжил попытки убедить американского лидера отказаться от размещения элементов ПРО США в Восточной Европе. Напомним, ранее президент России предлагал Бушу совместное использование Габалинской РЛС, арендуемой Россией в Азербайджане. Однако Вашингтон не заинтересовался этой идеей, и размещение ПРО остается главным спорным вопросом в отношениях России и США.
На этот раз Путин сделал еще более заманчивое, по его мнению, предложение – включить в систему противоракетной обороны США радары на юге России. «Мы готовы включить в общую систему, строящуюся на юге России новую станцию по предупреждению ракетных пусков», – сказал Путин на пресс-конференции после неформального саммита на семейном ранчо Бушей.
Как и в случае с Габалинской РЛС, новое предложение было неожиданным. Удивленный Буш назвал его «очень новаторским» и достойным изучения, но дал понять в ответ, что позиция Вашингтона остается неизменной. «Чехия и Польша должны стать интеграционной частью системы ПРО», – сказал Буш.
Член российской делегации, принимавший участие в неформальной встрече, говорил потом журналистам, что предложение Путина по ПРО «носит исторический характер». Но реализуемо оно, по его словам, только в случае отказа от планов по созданию третьего позиционного района национальной ПРО США и по размещения ударной ракетной группировки в космосе. Если американцы откажутся от этих планов, то «пропадает смысл нацеливания российских ракет на военные цели в Центральной Европе», сказал член делегации.
Путин также предложил Бушу расширить список стран, которые могут принимать участие в консультациях на тему ПРО, доверив его совету Россия–НАТО. «Мы полагаем, что можно расширить число участников этих консультаций за счет заинтересованных европейских государств», – сказал президент России. «Я думаю, что президент России сделал конкретный и решительный шаг вперед, предложив расширить эти переговоры, чтобы включить Европу и НАТО», – сказал на это глава Вашингтона.
Двухдневная встреча Путина и Буша в Кеннебанкпорте – так называемый «лобстеровый саммит» – имела целью ослабить напряжение в отношениях двух стран, однако прорыва, как и ожидалось, не произошло. Это была лишь попытка восстановить былое взаимопонимание и начать работу над улучшением американо-российских отношений.
Как отметило агенство Reuters, то, что Путин стал первым иностранным лидером, которого Буш пригласил в имение в Кеннебанкпорте, лишь подчеркивает озабоченность США в связи с ухудшением отношений с Россией.
При этом лидеры всячески старались продемонстрировать, что лично друг к другу они относятся неплохо. Вскоре после прибытия российского президента в воскресенье Буши пригласили его на быстроходный катер, чтобы совершить прогулку в водах Атлантики. В понедельник утром они вновь вышли в море, на этот раз на рыбалку. Путину единственному удалось выудить рыбу. Буши встретили его успех аплодисментами. На это российский президент ответил: «Мы действительно неплохо порыбачили, но это командный результат. Существенную роль сыграл капитан нашей шхуны – 42 президент США». Покрасовавшись со своим трофеем перед камерами, Путин отпустил рыбу в океан.
Во время ужина президенты обсудили ряд тем, включая косовский вопрос, иранскую ядерную проблему и предстоящие президентские выборы в России и США. Советники согласились с тем, что неформальная и дружественная обстановка была идеальной для того, чтобы оба лидера смогли в некоторой степени сгладить разногласия, но этого было недостаточно, чтобы их полностью устранить.
На заключительной пресс-конференции оба лидера декларировали возможность дальнейшего доверительного общения.
«Доверяю ли я ему? Да, доверяю, – сказал Буш журналистам. – Нравится ли мне все, что он говорит? Нет. И подозреваю, что и ему не нравится все, что я говорю. Но мы в состоянии представить наши позиции в атмосфере взаимного уважения».
«Мы сейчас отмечаем возможность доведения до доверительного уровня наших отношений в сфере международной безопасности, включая ПРО», – заявил, в свою очередь, Путин. Итог встречи российский лидер подвел так: «По сути, карты сданы, можно начинать игру. Но очень хотелось бы, чтобы мы играли в одну и ту же игру».