будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РЖД транспорт Владимир Путин
Ноябрь 17, 2025
Страна

Путин распорядился вернуть электрички

Путин распорядился вернуть электрички
putin
Владимир Путин и Аркадий Дворкович на совещании с членами правительства. Источник: Фото: kremlin.ru

4 февраля на совещании с членами правительства президент Владимир Путин распорядился восстановить все электрички в регионах. Теперь федеральным властям нужно найти более 15 млрд рублей на компенсации убытков пригородных компаний РЖД. На этой неделе правительство будет решать, как возместить убытки железнодорожной монополии.

«Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?  Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно», - заявил накануне президент.

 
Аркадий Дворкович

Путин также раскритиковал отвечающего за транспортную инфраструктуру вице-премьера Аркадия Дворковича. Тот признал, что ситуация с пригородным сообщением действительно сложная, и сказал, что проблема с электричками возникла из-за новых принципов договорных отношений между регионами, федеральным центром и РЖД.

Однако Путин прервал его и еще раз потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение, а уже затем решать финансовые проблемы. Вице-премьер, в свою очередь, пообещал уладить проблему в течение суток. В РЖД также пообещали, что проблема будет решена немедленно, как того и потребовал глава государства.

Как пояснил в беседе с РБК источник в монополии, железные дороги готовы восстановить все пригородное сообщение в минимально необходимые сроки, но с учетом решений правительства по поддержке регионов, в том числе и финансовых. Причем пока речь идет только о поездах, отмененных с начала года, то есть о 300 электричках. По словам источника, мгновенно запустить электрички в регионах невозможно, поскольку там, где их отменили, уже законсервированы депо, а часть персонала сокращена или отправлена в отпуск.

Об отмене части пригородных электричек Минтранс предупреждал еще в конце года, отмечая, что некоторые регионы не могут компенсировать выпадающие доходы перевозчиков. Кроме Москвы, Подмосковья, Петербурга и Адыгеи, пригородные поезда хронически убыточны — где-то нет возможности контролировать оплату проезда, где-то для рентабельности слишком мал пассажиропоток.

В результате с января 2015 года количество электричек стало резко сокращаться и в некоторых регионах, например, Псковской и Вологодской областях, они полностью исчезли. Кроме того, частично были отменены электрички в Кировской, Тверской, Нижегородской, Тамбовской областях и Забайкальском крае. Также поднимался вопрос об отмене пригородных электричек в Ленинградской области и Ставропольском крае.

В свою очередь, в Тульской области Центральная ППК предложила увеличить тариф на проезд с 16,5 до 50 рублей за одну зону, которая составляет 10 км. По данным «Ведомостей», собственные затраты пассажирской компании выросли с 40 млн до 159 млн рублей по сравнению с 2014 годом. Кроме того, РЖД повысила аренду, стоимость эксплуатации и ремонта поездов на 34% (с 427 млн до 572 млн рублей) и в 25 раз (с 1,9 млн до 47 млн рублей) — расходы на содержание инфраструктуры. Помимо повышения тарифов Центральная ППК может покрыть расходы за счет средств из областного бюджета, на это нужно около 500 млн рублей в год, в то время как на 2015 год на электрички заложено только 25 млн рублей, пояснили в компании.

 

Пригородные пассажирские компании в регионах обвиняют местные власти в неплатежах, а те — перевозчиков в необоснованном росте затрат и непрозрачной тарифной политике. По данным РЖД, в прошлом году региональные бюджеты должны были заплатить пригородным компаниям около 15 млрд рублей, но выделили на это только 8,7 млрд рублей. В этом году ситуация еще сложнее: по подсчетам монополии, региональные власти должны компенсировать пригородным компаниям около 24 млрд рублей, а у них на эти цели есть только 7,9 млрд рублей.

В результате с начала января было отменено около 300 пригородных поездов, более того, пассажирские компании были готовы отменить еще 200 маршрутов. Местные власти пытались оперативно заменять электрички автобусами, что даже привело к народным волнениям. Так, в Вологодской области прошли митинги против отмены электричек, а в Забайкальском крае жители деревень собирались перекрывать Транссиб.

В итоге к решению проблемы были вынуждены подключиться федеральные власти. В частности, премьер Дмитрий Медведев пообещал, что проблема будет решаться «в масштабах страны», а федеральному центру придется дополнительно субсидировать регионы и принимать «некоторые налоговые решения».

Первый заместитель главы правительства Забайкальского края Алексей Шеметов ранее отмечал, что без федерального бюджета данный вопрос действительно не решить, а губернатор Новгородской области Сергей Митин даже заявил, что региону «выгоднее купить каждой семье, которая пользуется электричками, по автомобилю «Жигули», чем отдавать железнодорожникам, каждый год увеличивая вложения».

 
Алексей Гордеев

«Решить проблему можно либо за счет увеличения тарифов втрое, либо за счет дополнительных выплат из областного бюджета, но это примерно 500 млн рублей, а таких денег у нас нет», - отмечал губернатор Тульской области Владимир Груздев. В ряде регионов рассматривают вариант создания собственного железнодорожного перевозчика, независимого от ОАО РЖД, считая, что монополия явно завышает расходы. Об этом заявили, в частности, в Липецкой, Воронежской и Саратовской областях. «Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси», — отметил губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

По данным «Ведомостей», 6 февраля руководство всех проштрафившихся регионов вызвано в правительство - там может появиться ясность, за счет чего восстанавливать пригородное сообщение. Ранее Дворкович отмечал, что решение частично заложено в антикризисном плане правительства, где НДС для пригородных сообщений снижен с 18 до 10% - данный проект будет внесен в Госдуму в феврале. Кроме того, можно вернуть льготную ставку платы за инфраструктуру в 1% (сейчас она составляет 25%), но подобные меры придется компенсировать из федерального бюджета, на что потребуется 6-8 млрд рублей.

Накануне свой отчет о работе РЖД и Минтранса представила Счетная палата. Аудиторы, в частности, отметили, что РЖД и регионы так и не разработали эффективных мер для сокращения убыточности пригородного сообщения. По данным СП, в 2013 году 19 из 25 пригородных компаний были убыточны, а в прошлом году убыточной стала работа 14 компаний.

«Коммерсантъ» отмечает, что вчерашнее выступление президента по поводу отмены электричек выглядит неожиданным, ведь возмутившую его политику РЖД проводит не первый год, причем при поддержке властей. Массовые отмены электричек начались еще в 2012-2013 годах, когда были отменены 326 поездов, и усилились в 2014 году, после того как 26 пригородных пассажирских компаний изменили механизм работы

Теперь регионы и ППК должны заключать долгосрочные контракты на 15 лет, а в ответ государство обязывалось в течение этого срока субсидировать содержание инфраструктуры РЖД, выплачивая по 25 млрд рублей в год. Если регион отказывался подписать контракт на таких условиях, ППК были вправе не оказывать услуг (регионы могли и сами отказаться от электричек в пользу автобусов). Премьер Дмитрий Медведев тогда подчеркивал, что «ответственность за хождение электричек полностью лежит на регионах». Но они не спешили заключать контракты с ППК. В результате к концу 2014 года по всей стране было отменено 10% из 5700 электричек.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что о существовании проблемы Путину известно не первый год. «Но ни разу не доходило до полной отмены электричек, как это происходит сейчас в некоторых регионах», - отметил он.

Как заявил глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, восстановление отмененных поездов — единственный способ предотвратить социальный взрыв. В свою очередь, политолог Константин Калачев назвал требование президента о возвращении электричек «апофеозом режима ручного управления Владимира Путина».

«Ужасно жаль, что Путин так быстро вмешался в историю с электричками», - отметила журналист Наталья Осс в эфире «Коммерсант FM». По ее словам, теперь «тема эффективного управления железными дорогами снята с повестки».

«И теперь уже никто не будет пристально изучать экономику электричек. А она, как выяснилось, забавная. "В 25 раз РЖД увеличили тариф на использование рельсов и, соответственно, вокзального оборудования", — сообщил губернатор Тульской области Владимир Груздев, когда его спросили, куда девались электрички. В 25 раз – обратите внимание! – при том, что доллар вырос даже не в два раза», - отметила журналист.

По ее словам, «нерентабельные несовременные электрички снова пойдут по России, выполняя ту же функцию, что и телевидение – связывая территорию в единую страну. А ответ на главный вопрос русской жизни – "вы что, с ума сошли?" — останется все тем же: да, мы сошли с ума, и что?».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).