Российская телеаудитория с нетерпением ждет «прямой линии» с Владимиром Путиным, которая состоится в этот четверг. Интернет-сайт, принимающий вопросы, заранее озвучивает «особо важные темы», пресс-секретарь Дмитрий Песков обещает «качественные ответы» президента, а блогеры копят ехидство для молниеносных уколов в твиттере и многословных обобщений в ЖЖ.
Это будет уже одиннадцатая беседа Путина с согражданами в телеэфире и первая прямая линия «третьего срока». Предстоящая встреча станет чуть более долгожданной, чем предыдущие, по крайней мере хронологически. В прошлом году традиция ежегодных эфиров прервалась не то из-за «проблем со спиной», которую СМИ диагностировали у президента после его полета со стерхами, не то из-за разгула протестной активности. Вместо «прямой линии» под Новый год была организована «большая пресс-конференция».
После годичного перерыва, причины которого пресс-служба Кремля толком так и не объяснила, традиция вернулась в слегка обновленном виде. Организаторы, вероятно, считают задуманные изменения достаточно важными и предпочитают заранее заострить на них внимание телезрителей. 22 апреля, в преддверии мероприятия, Дмитрий Песков в интервью телеканалу «Россия-24» отдельно остановился на некоторых нововведениях «прямой линии».
В частности, в этом году будут иначе организованы прямые включения из регионов. Граждан, подготовленных для встречи с президентом в телеэфире, сгруппируют по профессиональному принципу. Практика «искусственного отбора» желающих поговорить с главной государства секретом никогда не была. Но при новом подходе у нее появляется хоть какой-то (пусть и формальный) смысл, помимо очевидного «контроля лояльности».
«В этом году кардинально поменяется принцип формирования аудитории на точках на территории РФ. Всего будет шесть точек, традиционно заранее эти шесть точек я не хотел бы анонсировать. Если раньше это были просто все, кто был на предприятии, или все, кто был на какой-то улице или еще где-то, то сейчас другой принцип — это такой цеховой, профессиональный принцип», — рассказал Песков.
Другой обещанной новацией стала возможность «дискутировать с президентом». Накал спора, очевидно, будет регулироваться все тем же способом — подбором участников. Пресс-секретарь главы государства пообещал, что в студию будут приглашены герои нескольких телерепортажей по темам, которые стали заметными в медиапространстве.
«В этом году каналы приглашают в заново создаваемую студию в Москве не просто партийцев или представителей Общероссийского народного фронта, хотя, наверное, будут и те, и другие, но также нескольких героев репортажей каналов по тем или иным темам, которые доминировали на протяжении года. Поскольку, как мы прогнозируем, эти темы будут подниматься, это вопросы, которые на слуху, их не избежать, то эти герои репортажей смогут дать свои комментарии, смогут полемизировать, что-то добавлять, соглашаться или не соглашаться с ответами президента», — отметил Песков.
Пресс-секретарь президента упомянул и тему «неудобных вопросов», за отсутствие которых так часто упрекают организаторов «прямых линий». Вопреки расхожему мнению, Дмитрий Песков подчеркнул, что обычно во время эфира складывается как раз обратная ситуация, и вопросы, которые получает Путин, по большей части являются острыми и злободневными.
«На моей памяти достаточно много неудобных вопросов. Там, скорее, мало комфортных для него вопросов. Если проанализировать содержание предыдущих линий, то можно в этом убедиться. Что касается оппозиционеров, то традиционно студия достаточно разнообразная», — сказал пресс-секретарь.
По его словам, президент уже начал готовится к встрече с гражданами и во вторник специально «разгрузил» рабочий график, чтобы «сконцентрироваться и вчитаться в информацию, которую представили все министерства и ведомства». Помимо этого Путину предстоит отобрать темы для завершающей «серии блиц-ответов». Песков утверждает, что эти вопросы традиционно выбирает сам президент, потому что «какие-то из них - более содержательные, какие-то - более дерзкие, какие-то - наиболее в точку».
Что касается вопросов, заданных через интернет, то здесь, помимо обычных тем (социального обеспечения, борьбы с коррупцией, отмены ЕГЭ, прописки и временной регистрации), в этот раз появились «демонстративно оппозиционные» проблемы. В обобщенном списке популярных тем на сайте moskva-putinu.ru самые откровенные политические вопросы объединены в два блока под заголовком «Правосудие».
Формулировки в первом блоке звучат следующим образом: «За что сидят молодые, порядочные граждане России - узники Болотной, участницы группы Pussy Riot? Когда прекратится позорный суд над убитым Магнитским, Навальным? С каких пор высказывание своей позиции стало преступлением? Почему Вы считаете, что Россия заслуживает насквозь прогнившей судебной системы, почему нет независимых и порядочных судей? Почему не арестован Сердюков и Васильева? Какой результат операции "оборотней в погонах"? Почему из правосудия Вы сделали избирательно-карательный орган?»
Второй блок оппозиционных вопросов полностью посвящен Алексею Навальному: «Как Вы полагаете, не являются ли уголовные дела против юриста и общественного деятеля Алексея Навального попыткой помешать ему активно участвовать в политической жизни страны (например, помешать участвовать в выборах в Думу или стать кандидатом в Президенты РФ)? Имеет ли какое-либо отношение Ваша администрация к уголовным делам против Навального?».
Насколько вопросы прямого эфира будут соответствовать заявленным «популярным темам», мы сможем узнать только 25 апреля. В любом случае очевидно, что в этом году администрация президента приложила все усилия, чтобы продемонстрировать «открытость власти» и «готовность к дискуссии». Понятно и то, что телезрителей ждет свежая порция успокоительных обещаний, перемежающихся характерными путинскими шутками.
Единственным реальным отличием этого эфира от предыдущих может стать, пожалуй, только его продолжительность: каждая следующая телевизионная встреча Путина становится длиннее предыдущей. Последняя «прямая линия» в 2011 году длилась 4 часа 33 минуты. Дмитрий Песков утверждает, что ни президент, ни организаторы никогда «не ориентируются на рекорд». Но все же можно предположить, что если «рекорд» не будет побит, то многие зрители будут по-настоящему разочарованы.