В бригаде железнодорожных войск, дислоцированной в Луховицком районе Московской области, офицер до смерти забил солдата. Обстоятельства этого ЧП, произошедшего 4 августа, прояснились не сразу. Накануне со ссылкой на военных сообщалось, что рядовой Дмитрий Пантелеев вернулся в часть из самоволки пьяным, спровоцировал конфликт с командиром роты – капитаном Вячеславом Никифоровым, и был за это им избит. 20-летний солдат скончался вчера, 10 августа, от черепно-мозговой травмы.
На следующий день после избиения прокуратура возбудила уголовное дело по статьям «превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения и причинением тяжких последствий» и «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего». Командира в течение выходных не могли разыскать и задержали только в понедельник, когда он появился в части. Затем с санкции суда он был арестован и помещен в СИЗО города Коломны.
Сегодня были обнародованы итоги экспертизы и предварительного расследования очередного случая дедовщины в российской армии, которые опровергают версию военных. Установлено, что пьян был офицер Никифоров, а не солдат Пантелеев, который был абсолютно трезв, в самоволку не ходил, а работал в лесном хозяйстве по требованию командира.
4 августа подвыпивший капитан Никифоров за что-то разозлился на рядового Пантелеева и нанес ему два удара ногой в лицо, что привело к черепно-мозговой травме. Вечером того же дня командир избил еще одного солдата, однако тот отделался синяками и ссадинами. Как отмечают источники агентств в правоохранительных органах, капитан, видимо, досрочно отметил День железнодорожника, который в этом году пришелся на 6 августа.
Эта версия уже проверяется следователями прокуратуры. Следствие отрабатывает несколько версий случившегося, в том числе вымогательство денег со стороны командира.
Тело погибшего отправлено в Сыктывкар, откуда он был родом. Командование железнодорожных войск обещает оказать материальную помощь семье погибшего солдата.
В тот же день, когда был избит рядовой Пантелеев, тема дедовщины и роста преступности среди офицеров обсуждалась на расширенном заседании коллеги Главной военной прокуратуры (ГВП). Помимо примирения ГВП и Минобороны, на заседании состоялось подведение итогов за первое полугодие 2006 года, и прокуроры вслед за Минобороны были вынуждены констатировать продолжающийся рост преступности в вооруженных силах. Главный военный прокурор Сергей Фридинский отметил, что среди провинившихся военных офицеров становится все больше, при этом зачастую их наказывают слишком мягко, приговаривая к условным срокам.
Генпрокурор Юрий Чайка привел данные, согласно которым от неуставных отношений пострадали более 3,5 тыс. военнослужащих. По словам Чайки, уровень неуставных отношений и рукоприкладства со стороны командиров в первом полугодии возрос на 3%, 17 человек погибли, более чем ста был нанесен вред здоровью.
Министр обороны Сергей Иванов также не стал «приукрашивать действительность в вопросах оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины» и сказал, что «правовая культура курсантов и офицеров близка к нулю», что солдат по-прежнему привлекают к хозяйственным работам, не связанным со службой. «Солдаты и сержанты должны заниматься боевой подготовкой, а не батрачить на чужого дядю, – заявил министр, добавив, что в случае обнаружения подобного факта провинившиеся будут «уволены в тот же день». – Если кто-то не хочет понимать такие простые вещи, ему не место на командирской должности и вообще в вооруженных силах».
С похожей оценкой ситуации на прошлой неделе выступил и председатель Московского окружного военного суда Александр Безнасюк. Он рассказал журналистам, что каждый третий осужденный военными судами Москвы имеет офицерские погоны. «Преступность среди офицеров катастрофична», – констатировал судья. По данным Безнасюка, за полгода суды, находящиеся на территории МВО, осудили 235 офицеров – больше, чем за весь 2005 год (214 человек). 77 из них были наказаны на превышение должностных полномочий, в том числе и за банальный мордобой.
О росте преступности среди офицеров ранее говорил еще бывший генпрокурор Владимир Устинов. В феврале он представил доклад по итогам 2005 года. Среди прочего в документе говорилось: «Криминальные ряды пополняют офицеры и старшие офицеры - ими можно было бы укомплектовать два полнокровных полка. Всего за последние годы осуждены более сотни командиров воинских частей, 8 генералов и адмиралов, еще трое дожидаются приговора».
По данным февральского опроса «Левада-центра», 38% респондентов полагают, что офицеры сами ведут себя как «деды», 29% – что они смотрят на дедовщину сквозь пальцы, 23% считают, что офицеры используют дедовщину для поддержания дисциплины, и лишь 4% убеждены, что командиры борются со злоупотреблениями старослужащих.
Отметим, что тема преступности в армии стала особенно живо обсуждаться после истории с рядовым Андреем Сычевым, искалеченным сослуживцами. Некоторые усматривали в широком освещении этой трагедии борьбу кремлевских группировок. Отметим, что, по данным того же «Левада-центра», министра обороны Сергея Иванова до «дела Сычева» хотели видеть президентом 11% населения, вице-премьера Дмитрия Медведева – всего 4%. Сейчас 25% готовы голосовать за Медведева и только 16% – за Иванова.