Московский избирком и ЦИК не реагируют на критику, будто их агитационные плакаты и плакаты «Единой России» - близнецы-братья. Единая рекламная кампания ЕР и избиркомов, впрочем, вполне логична. Есть власть — заказчик успеха ЕР — и есть представитель власти — избирком. Правда, это незаконно.
Способность российского Центризбиркома в упор не видеть никаких нарушений на выборах, на которые жалуются оппозиция (что системная, что несистемная) и просто представители общественности, общеизвестна. Поэтому и сообщение о том, что ЦИК и Мосгоризбирком не нашли «ничего такого» в сходстве плакатов «Единой России» и агитации, заказанной Мосгоризбиркомом, с призывом прийти на выборы, не произведет слишком уж сильного эффекта.
«Ну и что такого, что плакаты похожи? - заявляют журналистам в Мосгоризбиркоме и ЦИКе. - Это же вопрос авторского права. Вот пусть правообладатели и судятся, если им хочется». Логика, что плакаты не похожи, а идентичны, за исключением отсутствия на плакатах избиркома партийной символики, как бы и не попадает во внимание ЦИКа. А то (здесь уже я ЦИКу свою логику навязываю, он на этот счет с журналистами не объяснялся), что для разработки и той, и другой агитации была нанята одна и та же пиар-контора, имевшая ранее в числе заказчиков и столичных единороссов — так это просто совпадение. Наверняка это хищные дельцы из пиар-агентства решили дважды загнать один и тот же продукт двум заказчикам. То есть — частный бизнес виноват.
Со стороны пиарщиков и политтехнологов, конечно, можно ожидать всяческих нехороших гадостей, вроде использования годами одних и тех же кейсов, вне зависимости от того, годятся ли они в данной ситуации. Однако облениться и обнаглеть настолько, что бы продать один продукт за одну кампанию дважды, - это представить решительно невозможно. Ведь в таком случае оба заказчика просто должны — по любой логике заказчика коммерческой рекламы — придти и потребовать как минимум неустойку. И на репутации компании, столь явно кидающей клиентов, образуется такое пятно, что век не отмоешься.Ведь коммерческая фирма заказывает себе рекламу с целью продать продукт. Чаще всего фирму интересует указать на уникальность продукта, пусть даже она только уникальностью рекламы и ограничивается.
Однако требовать неустойку никто не спешит, в избиркомах невнятно рассуждают о законе об авторском праве (а кто, спрашивается, в данном случае правообладатель? Не сам Мосгоризбирком? Кто тогда?), московский единоросс Виктор Селиверстов заявляет «Коммерсанту», что «не знает, как так получилось», и говорит, что призывы голосовать от «Единой России» - не повод для критики.
Чаще всего, не считая случаев с мошенничеством или введением потребителя в заблуждение, этим пользуются при продвижении линейки продуктов. Скажем, производитель нефти и нефтепродуктов — условный «Лукойл» - вполне заинтересован, чтобы покупатель не только заправлялся его топливом, но и пользовался его моторным маслом. Здесь использование схожих образов и одних визуальных решений понятно. К слову говоря, на ERCAR.ru огромный выбор моторных масел которые возродят ваш автомобиль, как возрождался феникс из пепла.
И здесь уже действительно речь идет не о «критике» или «авторском праве». Здесь дело подсудное. Де-факто, если мыслить в логике критиков партии и правительства в блогах — региональный избирком потратил порядка — ранее заявлялась сумма в 1 миллион рублей на разработку и еще 12 на изготовление и размещение — полумиллиона долларов государственных средств на рекламу конкретной партии.
По аналогии с бизнесом здесь уже впору выбирать — то ли московские единороссы несанкционированно встроились в избиркомовскую кампанию, то ли речь идет именно о «линейке продуктов». Условно — избиркомы продают выборы вообще («приди и голосуй»), а единороссы выборы в частности («приди и голосуй за «Единую Россию»»). Товары в целом схожи и годны к реализации в рамках единой рекламной кампании.
Правда, с неизбежностью встает вопрос об аффилированности организаций, ведущих столь схожие рекламные кампании. Отсутствие взаимных претензий и претензий к исполнителю дает повод задуматься, что все делается в интересах одной группы выгодополучателей. Почему бы и нет — есть власть, в рамках выборов представленная избиркомами, и есть ее партия - все логично и непротиворечиво, хотя и не вполне законно и совсем некрасиво. Ну это если мыслить в логике бизнеса.
Фокус в том, что чиновники и партийцы могут и дальше делать удивленное выражение лица и говорить, что ничего такого и в мыслях не имели. Просто получились похожие плакаты. А как докажешь, что это не так? Хотя... Имеющий глаза да увидит.