10 февраля появились новости: датчик «Росатома» (ФГУП «Радон») зафиксировал шесть раз за двое суток 60-кратное превышение уровня радиации возле строительства Юго-Восточной хорды (ЮВХ).
Оказалось, что территория, на которой должны строить магистраль, раньше принадлежала заводу, который «хоронил» радиационные отходы в земле. Работы подняли зараженный грунт на поверхность — датчики зафиксировали выбросы.
МЧС говорит, что опасности для здоровья людей нет. Власти Москвы признали проблему и выделили деньги на рекультивацию радиационных отходов. Правда, сделать это можно было и раньше: ситуация длится уже не один год. Руководство столицы игнорировало сообщения СМИ и экспертизы экоактивистов, называя их «фейками» — хотя благодаря их сообщениям можно было сперва избавиться от зараженной земли, а потом строить дорогу.
На экологическую проблему накладывается недовольство москвичей: многие против строительства хорды — у кого-то шестиполосная трасса окажется в 20 метрах от окон, другие потеряют детские площадки.
Юго-Восточная хорда (ЮВХ) − одна из четырех магистралей, которые должны в ближайшие годы появиться в столице. Дорога протяженностью в 36 км пройдет через десять районов столицы. Работы над ней планируют закончить к 2025 году.
Строительство хорды — очередной амбициозный проект московской власти. Цели благие: по словам мэра Москвы Сергея Собянина, ЮВХ разгрузит МКАД и ТТК и «улучшит дорожную ситуацию» как «минимум для 2,5 млн жителей города».
Проектом занимается «Мосинжпроект». Эта компания, которую связывают с новым вице-премьером Маратом Хуснуллиным (ранее возглавлял департамент градостроительства Москвы), выступает проектировщиком, генподрядчиком и заказчиком почти всех крупных транспортных строек в Москве с 2010 года.
Строительство магистрали — долгий, сложный и дорогостоящий проект. Сперва нужно смоделировать дорогу — где она будет проходить, через какие объекты, нет ли препятствий. Например, вся ли землю на этом плане принадлежит городу. Если нет — значит, ее необходимо выкупить у владельцев.
Как писала «Новая газета», территория хорды возле завода раньше принадлежала самому предприятию. По информации издания, чиновники изначально не согласовывали с МЗП границы проектирования. Лишь в конце 2017 года руководство МЗП пригласили на совещание в Департамент строительства Москвы, на котором «довели информацию о проведении проектно-изыскательных работ».
Когда завод вернул территорию в ведение города — доподлинно не известно. Ясно, что это произошло до начала строительства хорды в середине 2019 года.
Предварительно департамент строительства провел экспертизу — по документам, на которые не раз ссылалась московская мэрия, никаких проблем с радиацией на этой земле нет.
Однако независимые экспертизы и история самого места опровергают уверенность властей. Вероятно ли, что московские власти, выбирая между строительным проектом и здоровьем горожан, предпочли собственные амбиции? Есть ли реальная опасность для здоровья горожан? Более того, могли ли строители и построить дорогу, и не допустить выбросов радиации?
История с Московским заводом полиметаллов (МЗП) тянется давно. Проблемы с радиацией признавало и руководство завода, об этом писали СМИ много раз за последние 20 лет.
Московский завод полиметаллов (МЗП) — Царицынский химический завод построили в 1904 году. До 1970-х на предприятии работали с рудами, содержащими уран и торий, также там разрабатывали технологии производства бериллия, мышьяка, циркония, сурьмы, ванадия, марганца, хрома, ниобия и лития. При этом радиоактивные отходы просто выбрасывали на «задний двор», рядом с Москвой-рекой, и присыпали землей и глиной. В середине прошлого столетия такая «культура» считалась нормой. Из-за этого оценить реальный ущерб от деятельности завода полиметаллов как и многих других предприятий практически невозможно.
Сейчас Московский завод полиметаллов принадлежит АО «ТВЭЛ» (входит в структуру Росатома), а за очистку территории отвечал ГУП МосНПО «Радон» (также входит в Росатом).
Первые «зачистки» начались в 1999 году. На территории площадью 165 тыс. кв м обнаружили более 400 очагов радиации. Тогда «Радон» вывез на полигоны 425 кубометров отходов. К 2006 году МЗП отчитался, что предприятие безопасно и для персонала, и для жителей Москвы.
В 2017 году «Радон» нашел еще восемь участков на берегу Москвы-реки, зараженных радиацией. В апреле 2019 года ситуация повторилась: в этот раз нашли еще два очага. В них уровень гамма-излучения превышал допустимую норму в сотни раз — 61,4 мкЗв/ч при обычном радиационном фоне в 0,2 мкЗв/ч.
В июле 2019 года у Москвы-реки началась подготовка к строительству хорды. Москомархитектура, которая разрабатывала проект дороги и моста, сообщала, что магистраль не затронет зараженные территории. Тогда же The Village провел эксперимент — оказалось, что радиация ближе, чем в заявлениях власти — всего в 50 метрах от будущей стройки. Заммэра Хуснуллин заявил, что «ему не докладывали» и назвал ситуацию ерундой.
Greenpeace тоже исследовал злосчастный участок и взял пробы. Экспертиза показала пять очагов — уровень радиации в них выше естественного фона в 5-8 раз. Тогда же экологическая организация направила протоколы радиационных измерений в столичный Роспотребнадзор и мэру Сергею Собянину. Активисты просили предпринять меры — защитить жизни и здоровье людей.
После публикаций в СМИ власти столицы отчитались о дополнительной проверке земли: в октябре 2019 года департамент строительства Москвы заявил, что на месте строительства участка Юго-Восточной хорды у завода полиметаллов снова не нашли превышения радиационного фона. Но на всякий случай пообещали, что в бюджет заложены деньги на рекультивацию.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Mikhail Girshovich (@faranor) 15 Июл 2019 в 12:39 PDT
Только 24 января 2020 года на сайте мэра Собянина появилось сообщение о радиоактивной проблеме. В тексте проблема названа «уникальной, из ряда вон выходящей». В нем отмечалось, что за заводом есть пятна радиоактивного заражения: Московский завод полиметаллов с 1950-60х складировал отходы годов «на заднем дворе». Позднее эту территорию завод передал городу. Поэтому власти Москвы сами проведут рекультивацию склона и вывезут зараженный грунт за пределы столицы. При этом мэр отметил, что на месте строительства будущей хорды загрязнение «незначительное» и оно не станет проблемой для работ.
30 января столичные власти объявили конкурс на рекультивацию земли. За 80 млн рублей «Радон» (который и раньше занимался очисткой этого места) должен в течение трех месяцев разобраться с радиоактивной землей.
В этот же день руководство ФГУП «Радон» указало «пять радиационных аномалий» рядом с мостом в районе Москворечье-Сабурово. Специалисты исследовали площадь около 1 тыс. кв. м и обнаружили 458 кв. м земель с «превышением мощности дозы гамма-излучения над контрольными уровнями».
Большая часть зараженного грунта относятся к отходам I и II классов, которые считаются чрезвычайно опасными. Такой радиоактивный мусор «необратимо» разрушает экосистему.
В 2006 году главный инженер «Радона» Александр Баринов рассказывал, что загрязненными остаются «десятки тысяч тонн радиоактивного грунта», а вывезти его со склона «нереально», в первую очередь, потому что «очень дорого».
«Здесь оползневый склон. Работы на подобном объекте — очень сложная инженерная проблема: неосторожное движение, и радиоактивный грунт может попасть в реку. Поэтому загрязнение лишь консервируется, чтобы сделать территорию безопасной для людей», — отмечал инженер.
Свежеустановленный датчик гамма излучения в течение 10 минут показывал смертельные значения радиоактивного фона. Москворечье. МЗП. pic.twitter.com/BXmiNbRepu
— Я Мы против ХОРДЫ (@protivhordy) February 7, 2020
По его словам, специалисты годами занимаются там своеобразной терапией — работают каждую весну, после того как сойдет снег, который уносит с собой часть земли, обнажая радиационные участки.
В 2019 году организация убирала лишь небольшую часть территории — от платформы Москворечье до парка «Коломенское», вывозя на специальный полигон под Сергиевым Посадом около 15 кубометров отходов в год.
По данным Greenpeace, в 2020 году на этой территории располагается около 60 тыс. т радиоактивных отходов. По предварительным подсчетам «МБХ медиа», глубина могильника составляет около 15 м, что равняется высоте пятиэтажного дома. При этом «клад» занимает площадь в 8,5 га.
«Радон» не просто решил, что закапывать ядерные отходы специальным способом дешевле, чем вывозить в область: пока зараженный грунт находится под землей, его влияние на человека минимально. Но при строительстве хорды землю будут вскапывать, и отходы от завода полиметаллов снова окажутся на поверхности. Тогда радиоактивная пыль разнесется на значительные расстояния.
Если человек будет дышать таким воздухом, то риск заболеть онкологическим заболеванием увеличивается, настаивает Greenpeace. Однако чтобы нанести серьезный урон здоровью, в могильнике нужно провести очень много времени, в то же время говорил руководитель проекта энергетической программы Greenpeace Рашид Алимов.
Его слова подтвердил «Медузе» и.о. декана химического факультета МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН Степан Калмыков. Хотя период полураспада у урана и тория занимает миллиарды лет, от их влияния «человек не умрет и у него не начнется лучевая болезнь».
Конечно, существует принцип ALARA, отметил ученый: исходя из здравого смысла, мы обязаны сокращать до минимума факторы, которые потенциально могут (пусть в очень незначительной степени) повлиять на наше здоровье.
Сокращать даже минимальные факторы или строить хорду, которая изменит транспортную картину перегруженной столицы? Кажется, московские власти сделали свой выбор.
Greenpeace настаивает на комплексном обследовании земли. Активисты ставят вопрос радикально: рекультивация участка, определение санитарно-защитной зоны, никакой магистрали. В феврале 2020 года члены организации обратились в Арбитражный суд Москвы и потребовали признать недействительным заключение экспертизы, которое разрешает строительство ЮВХ через радиоактивный могильник.
Как отмечает Greenpeace, строительство ЮВХ на участке с радиоактивными отходами нарушает гарантированное ст. 41 и 42 Конституции право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и право на радиационную безопасность, установленное ст. 22 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Жители Москвы против строительства хорды по другим причинам: никто не хочет жить рядом с многополосной магистралью. Также ради магистрали хотят снести детские площадки и вырубить деревья.
Юго-Восточная хорда пройдет через десять районов (Перово, Нижегородский, Северное, Центральное и Южное Чертаново, Северное Бутово, Курьяново, Москворечье-Сабурово, Печатники и Текстильщики).
Жители Текстильщиков давно протестуют против проекта: шестиполосная дорога пройдет всего в 20 метрах от домов. Протестующих можно понять: кроме многолетней стройки под окнами, не очень хочется жить рядом с шумной дорогой. Кроме того, цена на их квартиры упадет — это тоже достаточно весомый повод не разделять радости московской власти от перестраивания транспортной системы всего города.
Как писал The Village, выяснилось, что за строительство хорды проголосовало 3 тыс. жителей Текстильщиков, против — 1,8 тыс. Активисты обошли дома и выяснили, что некоторые голосовавшие «за» ничего не знают о проекте, многие не живут по указанным адресам. Некоторые жители вписаны в протоколы несколько раз, к тому же были на слушаниях и голосовали против. Также в документах оказались подписи давно умерших людей. Их родственники написали заявления в прокуратуру, приложив свидетельства о смерти. Подобная ситуация сложилась и в Москворечье-Сабурове.
Новая трасса, возможно, действительно сократит пробки, которые все жители столицы искренне ненавидят (этот факт отрицать сложно). Но вряд ли жители десяти районов, которые московская мэрия вынудила пожертвовать собственным комфортом и не дала ничего взамен, скажут: «Как похорошела Москва при Сергее Собянине».