Представим себе такую ситуацию. Вы путешественник, и по ходу странствий попали на некий ритуал. Вроде бы свадьба, но до конца уверенным быть нельзя. Невесты пока не видно. Визуально предполагаемый жених курит с товарищами. Женщины показательно рыдают. Мужчины сдержанно танцуют. В стороне скучает горстка маргиналов, видимо, рассчитывая на объедки со стола. Вас приглашают присоединиться к церемонии.
Охотно… но в качестве кого? Танцевать этот танец вы не умеете, рыдать неуместно в гендерном отношении, курить с женихом – странновато. В итоге вы встаете в сторонку, старательно обособляясь от маргиналов – и все же ничем существенно от них не отличаясь. Согласитесь, не лучший эпизод в вашем путешествии (а если лучший, я вам сочувствую).
К чему этот этюд? К грядущим выборам 4 декабря.
Вот вам задача. Лично я очень не хочу отдать свой голос «Единой России». С другой стороны, я не испытываю симпатий к системной оппозиции. С третьей стороны, я не настолько эстет, чтобы голосовать за наспех выдуманные партии. Мой голос отчетливо ложится в упраздненную графу ПРОТИВ ВСЕХ. Если разворачивать дальше мою гражданскую позицию, я считаю эти выборы грубой имитацией, я не доверяю нашему парламенту как таковому (опираясь на всю доступную мне информацию о его составе и работе), не вижу никакого смысла в парламенте с одной партией в абсолютном большинстве, не вижу большого смысла в законотворческой деятельности в стране, одна из главных проблем которой – несоблюдение законов. Это как в велосипеде без цепи то и дело менять педали. Он не поедет.
Так в чем же дело? Ответ напрашивается – не ходи на эти выборы. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. ОК. Но немного беспокоят два соображения.
Во-первых, такое пассивное проявление гражданственности очень уж напоминает элементарное наплевательство. Вот сосед надрался до кровавых чертей и тоже не пошел ни на какие выборы, потому что и не слыхал о них, а если слыхал, то сумел абстрагироваться. И вот теперь поди объясни себе и другим, что поступок соседа – пьяный неадекват, а твой поступок – скромный акт гражданского неповиновения, при том, что поступки-то одинаковые. С одной стороны, объяснялка фурычит, что не объяснить. С другой, даже себя слушать не хочется. Вспоминается путешественник, старательно дистанцирующийся от маргиналов.
Во-вторых, бытует мнение, что твой сбереженный голос отойдет в пользу «Единой России». И, что характерно, партия власти вроде как и не особо спорит с этим суеверием. Ты, мол, приходи и голосуй, а то… Но, поймите меня правильно, на чем тогда зиждется надежда, что мой заполненный бюллетень не выбросят, а голос не впишут куда захотят? На вере в какую-то странную ограниченную порядочность откровенно непорядочных людей?
Фарс или не фарс – вот в чем вопрос. Нет, конечно, фарс. Вопрос в другом: насколько имитация пропитывается чертами того, что она имитирует? Например, я в рамках съемок художественного фильма имитирую с товарищами перед камерой игру в футбол. Ну, бегаю туда-сюда, пинаю мяч… Вроде бы играю в футбол. Могу теоретически увлечься и забыть о камере. Но режиссер-то помнит о своей задаче. Он переснимет эпизод, сделает столько дублей, сколько надо. О счете, понятно, здесь речь не идет.
Только о впечатлении.
Словом, не пойду я на выборы. Надеюсь, найдутся более важные дела, например – вынести мусор. Поймите меня правильно – участвовать в свободных и честных выборах, конечно, важнее мусора. Но тут-то не тот случай.
И последний аргумент – в духе школьного завуча. А если все начнут кататься на перилах? Если все поступят как я – хорошо получится или плохо? По-моему, адекватно.
Хорошо. Есть нечто, существующее в компьютере, телевизоре и т.п. А есть ведь, наверное, и физическая жизнь. Более того, эта физическая жизнь должна посрамить собственные искаженные отражения. Но как-то она последнее время ускользает.
Ну, погода. Можно как-то реагировать на похолодания, потепления, обледенения – что я и делаю иногда, и даже это мне небезразлично, но подробно описывать палую листву – или как мокрый снег касается щек… не тот жанр, что ли.
У наших предков большая часть жизни уходила на добычу еды. Не хотелось бы жить в то время. Скажем коротко, если в Москве не делать из еды культа, то эта сторона жизни может быть доведена до простого автоматизма. Не занимает ни времени, ни сил.
Ну, перемещения. Лично я стараюсь как-то двигаться, в том числе и пешком. Но…
Моя жена Маша как-то видела, как мужик, идя по переходу метро, рапортует кому-то по мобильнику:
- Иду по ссылке, - имея в виду простую мысль, что идет по указателю.
Да, и физические перемещения занимают не больше сил, чем внутри компьютера. Бывают пробки, согласен. Так и Интернет, бывает, барахлит.
Словом, мир иногда похож на 3D. Суждение слегка отдает Куртом Воннегутом, но для меня это скорее знак качества.
Невнимание к столу может быть и опасно для здоровья. Диалог двух девиц в маршрутке.
- Что-то мне нехорошо.
- А что ты ела?
- То же, что и ты, но еще с подливой.
Никогда не знаешь, какая мелочь может оказаться решающей.