Давно и не мной подмечено, что постсоветские части расколовшегося СССР движутся приблизительно по одним и тем же траекториям. Раньше казалось, что к светлому капиталистическому будущему, но в последнее время, что к неототалитаризму со всеми издержками этого состояния. И хотя о самом термине можно спорить (притом, что некоторые аналитики сомневаются, что тоталитаризм как таковой был реальностью аж и для Совка - слишком Совок был одновременно и анархичен), тем не менее, спорить практически нечего о типичных неототалитарных проявлениях, данных нам в ощущениях. Таких, как сверхконцентрация власти и возникновение во всех постсоветских республиках неподъемных для их экономик слоев паразитарной бюрократии, высасывающей из своих стран все соки.
Причем, разница тут лишь в размерах этих слоев и витальности самих экономик. Малой в Киргизии – вот там и шарахнуло в первую очередь, побольше в России и на Украине, очевидно, истончающейся в Белоруссии. Везде финал будет более-менее однотипный.
Безусловно, не слишком благоприятна и внешняя рамка. Там тоже не всё слава богу. Нет маяков. Закрылись радиостанции, поддерживающие диссидентов. Сократили бюджеты на продвижение «прав человека». Везде в мире, такое впечатление, победили проходимцы, дорвавшиеся до инструментов денежной эмиссии. Внизу, на почве всех обществ – что капиталистических, что постсоветских - людей труда заставляют все более интенсивно работать, а вверху банки выписывают друг другу миллиарды, менеджеры в считанные секунды зарабатывают миллионы, обесценивая выручку людей труда.
Один из документальных фильмов «Внутреннее дело» («Inside job»), рассказывающий о последствиях мирового кризиса, начинается с кадров и слов об Исландии – стране с высоким уровнем жизни, в которой по результатам кризиса возникла следующая диспропорция. Валовый продукт – 13 млрд. долл., банковская задолженность – 100 млрд. «У нас до недавнего времени все было нормально, - говорят авторы, - низкая безработицы, экологически чистые источники энергии, мы почти достигли статуса «конца истории», но в 2000 году правительство начало масштабную политику дерегулирования и приватизировало три крупнейших банка… В течение 3-х лет эти три маленькие банка заняли 120 млрд., служащие банка тут же обзавелись мощнейшими джипами, и они… все нам разрушили».
Печальна ситуация в Греции, проделавшей дырку в общееевропейском единстве, в Испании народ регулярно блокирует центральные площади, впервые после Франко начиная требовать в том числе и повысить качество демократии, поскольку ведь видят же люди: избирательное право позволяет сегодня избирать не самых умных и честных, а самых хитрых и бессовестных – из банды банкиров и бюрократии.
Однако внешняя эта рамка отнюдь не амнистирует наше внутренне пространство, где мировая беда доводится до еще большего абсурда. Как в реализации планов туземной бюрократии – вот и
Так и в качестве управленческих решений. План Путина перетекает в План Медведева. И оказывается, вот чего не хватало для модернизации: расширить название «Москва» (потому как физически что еще можно расширить?) куда-нибудь в сторону границ бывшего СССР.
Действительно, если все кругом будет одной «Москвой», то везде будет и московский уровень жизни, московские зарплаты – разве нет? И куда тогда поедут кавказцы? – Опять же останутся на своем Кавказе. ХитрО!
А инвесторы: они, по словам борющегося с коррупцией Медведева, любят селиться поближе к правительству, там же все и обустраивают, как повелось по традиции еще с царей. Так давайте же правительство переселим за МКАД – вот там сразу и начнется инвестиционный бум.
Но еще лучше трактовать правительство как передвижной пролетарский театр. Ваще! Месяц побудет в одном селе, месяц – в другом. И тут же тридцать тысяч одних взяткодателей высаживаются на местные грядки, оставляют (кушать же хочется!) немалые деньги в местном сельпо. Снимают углы в срубах по цене пятизвездочного отеля.
Дюма описывал похожую ситуацию в 17 веке: «Д'Артаньян, взвалив на себя три связки соломы, вернулся в замок, где все, дрожа от холода и клюя носом, с завистью посматривали на короля, королеву и герцога Орлеанского, отдыхавших на своих походных кроватях. Появление д'Артаньяна вызвало всеобщий смех в большом зале, но д'Артаньян и виду не подал, он принялся устраивать себе ложе из соломы с такой ловкостью и с таким веселым видом, что глаза разгорелись у всех этих людей, страшно хотевших спать и не знавших, как бы устроиться. — Солома! — восклицали они. — Солома! Где можно достать соломы?»
Ну, а когда солома кончится, когда в сельпо все съедят и чиновники съедут вместе с президентским двором, то, наверняка, и у крестьян останется пара огромных цветных телевизора.
Но нет, передвижное правительство для Медведева - слишком стрёмный проект. Идея, кажись, в другом. Власть в последнее время стала сильно скандальна – со своими мигалками и чиновниками с дорогими «котлами», туманно избираемой народфронтовской Думой и еще более странным Совфедом. К тому же грядут непопулярные меры. А вот если загнать всех радетелей блага народного в город-спутник, до которого, как и до Сколково, не добраться разным там протестантам и нищим журналистам с фотоаппаратами, где не проверить ценники в буфетах отбившемуся от рук студенту-практиканту. Там же и отстроиться коттеджами, огородясь огромным забором с пропускной системой якобы от террористов. И крутитесь вы в своей Москве как хотите. Иными словами, завалитесь за доску, господа москвичи!
Недавно наше доброе телевидение посочувствовало белорусам. Совсем их зажал злой батька Лукашенко со своим малолетним сынком и кланом родственников на отраслях. Слово молвить не дает, ни то что репортаж оппозиционный в эфир протолкнуть. И вот что удумал народ – собирается якобы погулять, а сам… молчит. «Ни слова против - жители Беларуси устроили акции безмолвия сразу в нескольких городах страны: Минске, Гродно, Витебске, Гомеле и Бресте».
Злится, бесится антинародная власть… «На, казалось бы, абсолютно безобидную акцию милиция отреагировала немедленно, - сокрушается РТР: площадь огородили турникетами, выставили оцепление. Перед Дворцом республики согнали спортсменов якобы на репетицию парада. Все выходы из метро закрыты. Толпу методично выдавливают». Прямо тонтон-макуты какие. Или же как у нас на Триумфальной площади! Уж и молча постоять не дают.
Даже Кудрин – на что наш вице-премьер, российский, а не какой-нибудь американский, - и тот пригрозил союзному диктатору невыдачей кредита, если не обеспечит свободу слова. От изумления и мы вправе спросить: это чего же мы такие добренькие вдруг стали по сравнению с Лукашенко? Или у нас со свободой слова теперь все будет нормально? Да нет, просто