Минтранс разрабатывает поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Будущих водителей хотят разделить на любителей и профессионалов. В ведомстве считают, что это упростит процесс обучения и приведет к удешевлению водительских курсов. Эксперты называют проект опасным и видят за ним желание нажиться на перевозчиках.
Согласно проекту, опубликованному министерством, обучение в автошколе не будет больше считаться образовательным процессом, что даст возможность желающим использовать машину исключительно в личных целях получать права по упрощенной схеме. Предполагается, что это будет дешевле. Водители же, работающие по найму, должны будут за свой счет повысить квалификацию, чтобы получить профессию.
Подготовку любителей планируется вывести из-под действия закона «Об образовании», а подготовку профессионалов оставят в системе. Граждане, как и сейчас, должны будут сдавать экзамены в ГИБДД на все категории (B, C, D и т. д.), при этом будут оставаться любителями. Предполагается, что приказ Минобрнауки об утверждении программ подготовки отменят, заменив документом не определенного пока «органа власти».
Как отмечается в пояснительной записке к документу, «указанное разделение позволит установить требование о периодическом повышении квалификации водителей-профессионалов без необоснованного увеличения нагрузки на водителей-любителей». При этом положения законопроекта не будут распространяться на водителей транспортных средств, которые используются для осуществления деятельности пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб или принадлежат Вооруженным силам РФ, а также в случае участия транспортного средства в международном движении.
В связи с «масштабностью проектируемых изменений» ведомство предлагает отложить сроки вступления в силу закона на два года. Инициатива не нова, ее первую версию оформили в 2017-м году. Тогда предлагалось после прохождения «углубленных» курсов ставить соответствующую отметку в правах, но от идеи в итоге отказались. Инициатива вызвала резонанс в обществе и на рынке перевозок. Минтранс взял тайм-аут на доработку закона, но и в нынешнем виде он вызывает нарекания экспертов.
«Вопросов по проекту еще очень много, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — На наш взгляд, проект абсурден, непрофессионален, опасен и вызовет рост аварийности». По ее мнению проект Минтранса разрушит действующую систему образования, которая «с огромным трудом планомерно выстраивалась с 2013 года».
«Это очень похоже на желание заработать денег на перевозчиках,— считает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.— Нынешней категории B для работы в такси вполне достаточно, а высокая аварийность — из-за слабого контроля. Правильнее запретить работу в такси водителей с иностранными правами».
Изменения также могут усугубить недостаток квалифицированных водителей современной грузовой техники, ведь даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость переквалификации, может отразиться на стоимости грузоперевозки и, как следствие, на общем увеличении уровня инфляции.