будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Реабилитация России

- Елена Юрьевна, со времен Гражданского форума прошло уже девять месяцев, и сейчас многие НПО подводят итоги своего взаимодействия с государственными структурами за это время. Большинство констатирует, что импульс, данный Форумом, начал угасать. А как в этом смысле обстоит дело по Вашему направлению?

- Я во многом согласна с коллегами. Но девять месяцев - это срок, за который рождается нормальный ребенок. Давайте и посмотрим, что родилось из тех начинаний, которые были заложены на Гражданском форуме. Панельная дискуссия Гражданского форума, которая совместно координировалась Социально-экологическим союзом и Движением "За здоровую Россию", называлась "Здоровье человека и окружающей среды". В ее рамках было проведено несколько круглых столов, два их которых, прошедшие в Министерстве здравоохранения Российской федерации, были посвящены вопросам медико-социальной реабилитации населения и здорового питания.

- Эту тематику выбрали именно гражданские организации и предложили ее Министерству как наиболее актуальную с их точки зрения?

- Да. Когда мы готовились к Форуму, выяснилось, что представителей региональных организаций, которые занимаются вопросами реабилитации, оздоровления, восстановления здоровья человека и формирования здорового образа жизни оказалось очень много. В одном круглом столе участвовало 80 представителей организаций, на другом - 65 из всех регионов России. Те предложения, которые ими были выдвинуты, были обобщены и собраны в пакет документов, который и был озвучен на переговорной площадке.

Процесс переговоров с федеральной властью действительно сложен, но по истечении некоторого времени можно сказать, что определенный результат достигнут. Во-первых, представители НПО включены в Правительственную комиссию по охране здоровья граждан. Это комиссия, которой даны полномочия формировать направления деятельности для различных министерств. Она имеет межведомственный характер, что абсолютно необходимо, как отмечали и участники наших круглых столов, для решения вопросов, связанных со здоровьем. Мы надеемся, что те предложения неправительственных организаций, которые мы сможем провести через эту комиссию, помогут изменить ситуацию хотя бы в некоторых аспектах.

Но мне хотелось бы отметить, что ждать быстрых изменений не приходится. Существует некий алгоритм принятия решения и воплощения его на уровне федеральной власти. Мы, работая в рамках гражданских организаций, очень часто собираем группу единомышленников, принимаем решение и тут же начинаем действовать. Для нас не существует таких ограничений, которые тормозят работу государственных органов, поэтому нам иногда кажется, что путь от принятия решения до воплощения его в жизнь - короткий. Но для любого аппарата власти, который сам по себе имеет большую инерцию, неизбежно существует временной аспект, который необходимо учитывать.

На мой взгляд, и результаты переговоров НПО с властью по Чечне и по вопросам миграции нельзя оценивать как абсолютно негативные и безнадежные. Принятие приказа N 80, включение наших экспертов в правительственные комиссии - это база, на которой можно получить положительную динамику, если брать в расчет инерцию властной системы и продолжать проявлять настойчивость.

А в нашем случае можно сказать, что есть ряд видимых положительных результатов. Дело в том, что сработал старый, известный закон перехода количества в качество. Долгое время существовала такая ситуация, когда шло количественное накопление некоего ресурса, и в результате толчка наконец произошел качественный скачок. В случае с медико-социальной реабилитологией наша переговорная площадка на Гражданском форуме послужила своего рода детонатором, который вызвал изменение ситуации. Например, в Минздраве России 25 июня 2002 г. прошла Коллегия, впервые специально посвященная рассмотрению концепции охраны здоровья здоровых. Лозунг "Здоровье здоровых" впервые был широко провозглашен на Форуме и стал основным лейтмотивом нашей дискуссии. Теперь его подхватило Министерство здравоохранения. Результатом коллегии стало создание рабочей группы по развитию в России реабилитационного направления и по введению в номенклатуру специальностей новой специальности "врач-реабилитолог". В эту рабочую группу вошли эксперты общественных организаций, в том числе и Движения "За здоровую Россию". Радует, что проблема реабилитация населения, о которой столько лет говорила общественность, сегодня обозначается властью как ее собственный приоритет.

- То есть можно сказать, что по вашему направлению произошло некое модельное срабатывание механизма Гражданского форума, он сработал так, как был задуман?

- Хотелось бы так. Но на мой взгляд, любые крупные акции служат лишь индикатором существующих проблем. Гражданский форум показал, что население озабочено состоянием своего здоровья, что ценности здоровья выходят на первый план и что вопрос реабилитации своего здоровья и здоровья своей семьи является для людей важным - поэтому такое большое число организаций занимаются этой проблемой. Показал он и то, что во многих случаях наше население не доверяет официальной медицине и созрело для внедрения инновационных технологий. Наконец Министерство здравоохранения нас услышало.

Однако у меня нет ни радужных, ни оптимистичных прогнозов= этой ситуации. Я просто знаю, что работа с органами власти - это кропотливый, постоянный процесс. В нем бывают подъемы, плато, бывают и падения, но эту работу надо проводить постоянно, только= тогда есть надежда на успех.

- Эта рабочая группа уже начала реально функционировать?

- Создан план ее работы и сформирован состав, активная же работа начнется с сентября. Эта группа будет заниматься вопросами подготовки документов по разработке потребности в реабилитационных центрах, разработке стандартов профессии и т.п.

Сегодня уже все говорят о том, что здоровье населения находится в критической точке. У нас только 20 процентов младенцев рождаются здоровыми; к моменту выхода из школы каждый второй ребенок имеет то или иное хроническое заболевание, очень выросла хроническая патология взрослого населения. Можно говорить о резком ухудшении качества жизни и качества здоровья населения в целом. Но надо отдавать себе отчет в том, что понятие "здоровье" очень сложное. Оно включает несколько уровней:= духовное, нравственное, психическое, физиологическое, биохимическое здоровье, но все эти компоненты работают системно, сводятся к некоему балансу - гомеостазу - между внутренней средой человека и взаимодействием его с окружающей средой - социальной и природной. При гармоническом сочетании этих компонентов мы и говорим о здоровье.

- Но ведь эта проблема нерешаема силами одного министерства, она комплексная.

- Это очень хорошо понимают и в Минздраве, поэтому и на той коллегии, которая была посвящена теме здоровья здоровых, поднимался вопрос о необходимости комплексного решения проблемы (как и мы предлагаем) при подключении Министерства культуры, Министерства социальной защиты, Министерства образования и т.д.

В исследованиях качества человеческого потенциала, которые проводит ООН, уровень развития здравоохранения определяет состояние здоровья населения только на двадцать процентов. Все остальное зависит от образа жизни и от тех экологических и социальных условий, которые есть в стране. Поэтому невозможно определить какое-то головное министерство, которое бы занималось здоровьем. Это комплексная проблема, куда входят проблемы экологические, культурные, образовательные, социальные. И на мой взгляд, задачи гражданских организаций заключаются как раз в том, чтобы, пользуясь присущим им системным характером, постараться сформировать такое синтетическое видение проблемы и предложить пути ее решения.

- А второй круглый стол, прошедший на Гражданском форуме? Что он дал?

Этот круглый стол назывался "Здоровое питание - здоровье нации". В нем активное участие принимала Ассоциация отечественных разработчиков и изготовителей биологически активных добавок к пище и специализированных продуктов питания, Международная академия исследования, развития, пропаганды использования натуральных продуктов и биотехнологии и Центры лечебно-профилактического питания разного уровня.

И тут было принято еще более эффективное, на мой взгляд, решение. В процессе круглого стола образовалась рабочая группа, в которую от Минздрава вошел первый заместитель министра Геннадий Онищенко, от Российской Академии медицинских наук - главный ученый секретарь Виктор Тутельян, от Минпромнауки - Владимир Княжев, от Движения "За здоровую Россию" - заместитель председателя президиума Татьяна Новоселова из Новосибирска, начальник департамента социального развития Аппарата Правительства Евгений Гонтмахер и другие. Эта группа уже собиралась дважды. На последнем заседании было принято решение в третьей декаде сентября заслушать опыт работы по существующим Центрам оздоровительного питания и попытаться его распространить по всей России. Кроме этого, было принято решение о необходимости пересмотра перечня тех продуктов, которые получают работники, занятые во вредных условиях производства. В течение уже многих лет этот перечень не пересматривался, и сейчас они получают молоко, которое по традиции считается основным профилактическим средством. Но по последним исследованиям, белок молока связывает шлаки и токсины и препятствует их выводу их организма. Осознание того, что необходимо пересмотреть сам подход к профилактике для тех людей, которые работают в условиях запыленности, задымленности и т.п. - это очень важный шаг вперед. Уже есть научные разработки, предлагающие новые подходы к этой проблеме. И я рада, что именно создание такой рабочей группы подтолкнуло к пересмотру этих позиций.

Вообще, говоря о процессе взаимодействия наших НПО и государства, мне очень сложно разделить - вот это заслуга ГФ, а здесь ситуация так сложилась, и власть должна на нее среагировать. По-моему, все эти процессы неразделимы, но там, где нам удалось найти те точки, воздействие на которые позволяет изменить ситуацию, там и можно говорить о положительных результатах Форума.

- Вы рассказали о результатах сотрудничества на уровне федерации. А как дела в регионах?

- На уровне регионов мы тоже в некоторых случаях имеем очень положительный эффект. Например, в Новосибирске местная власть в содружестве с региональными общественными организациями разработала городскую и областную программу по внедрению основ здорового образа жизни и сформировала некую площадку, на которой эта программа будет развиваться. Это как бы гибрид клуба, ресторана и консультативного центра по вопросам здорового питания.

Есть, конечно, и неудачи. Так, нам не удалось решить вопросы, которые ставили общественные организации, объединяющие людей, страдающих диабетом. Проблема обеспечения больных людей жизненно важными для них инсулинами -это проблема государственная, и НПО играют роль гонга, который оповещает о том, что ситуация в последние годы резко обострилась.

Вообще, на мой взгляд, Гражданский форум на самом деле помог тем из наших организаций, которые были готовы работать с властью не только на уровне деклараций, но на предметном уровне. Выиграли те, кому было что предложить, у кого были готовы проекты законов, или у кого есть экспертный ресурс, который позволяет это сделать, те, кто мог предложить новые технологии, отработанные в рамках общественных организаций. А в том случае, когда взаимодействие ограничивается декларациями "давайте жить дружно и давайте придумаем что-нибудь вместе", все попытки были обречены на неудачу. Конечно, чиновника нельзя назвать плохим человеком; он живет рядом с нами, в тех же условиях, подчинен тем же законам, которые действуют на каждого из нас, но в той ситуации оперативного принятия решений, в которой он находится, придумывать и изобретать что-то у него времени не остается. И если к нему приходят просто с идеей, как правило эта идея никогда не осуществляется, если же к нему приносят разработанное предложение, документ, программу с четко прописанными вариантами, он может помочь довести эту разработку до уровня принятия управленческого решения - оформить ее надлежащим образом, направить в нужные инстанции, помочь в принятии решения. Мы убедились в этом на опыте общественных организаций разного уровня.

- А тот факт, что президент заговорил о необходимости внедрения здорового образа жизни как национальной ценности, это тоже показатель осознания властью актуальности этой проблемы?

- Я думаю, да. Дело в том, что в процессе подготовки документов, которые были положены в основу стратегии развития России на ближайшие годы, большую роль играли вопросы, связанные с демографической ситуацией и состоянием здоровья населения. В нашей стране ситуация в этой области катастрофическая. Ежегодно население уменьшается на 800 тысяч человек, миллион - становятся инвалидами. Дело идет к тому, что проводить реформы будет не с кем - у населения просто не будет здоровья, образования, да и просто необходимой численности, чтобы качественно изменить ситуацию в стране. Естественно, эта проблема волнует верховную власть.

Для нас же самое главное, чтобы эта работа не превратилась в кампанию, потому что это действительно проблема национальной безопасности. Решить ее можно только изменив отношение каждого, чтобы каждый осознал, что его здоровье и здоровье его семьи - в его руках. Научиться правильно пить, правильно есть и правильно дышать гораздо сложнее, чем просто сходить на спортплощадку. Нужно изменить самого себя, свое отношение к миру.

Если мы сможем помочь многим людям найти эту новую область восприятия себя, это будет большой прорыв, который позволит многое изменить в окружающем мире. Мало кто задумывается над тем, например, что если удастся изменить культуру питания, изменится экономика страны. Она будет иметь другие приоритеты.

- Судя по всему, тот поворот в массовом сознании, о котором Вы говорите, все-таки происходит, у людей уже формируется некий запрос на изменение образа жизни и характера питания, но пока этот запрос в значительной степени удовлетворяется шарлатанами.

- Свято место пусто не бывает. Человек ищет пути к спасению, он хочет жить, хочет видеть своих внуков, и понимая, что официальная медицина не дает ему возможности для активного долголетия, он пытается найти панацею. А когда люди начинают искать панацею, на это поле немедленно слетаются дельцы, готовые эту панацею дать. Вспомните "Гербалайф", который прошел по всей России и принес много беды.

Невозможно спасти себя чем-то одним. Человек - системное существо, в нем есть душа, есть тело, они соединены очень сложными взаимосвязями, и лечить что-то одно, не затрагивая другое, невозможно, как невозможно выдернуть человека из окружающего мира. Он теснейшим образом связан с землей, с водой, с солнцем, с обществом. Это многомерное взаимодействие, и подходить к таким сложным системам как человек в среде жизнеобеспечения необходимо системно. Только объединение взглядов и знаний различного уровня, различных наук позволит найти выход. Поэтому мы и говорим о важности объединения усилий власти и общества.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).