Сегодня правительство рассмотрело ход административной реформы и решило, что предельная численность заместителей министров составит 2 человека. На заседании кабинета было заявлено о начале жесткой работы по сокращению числа чиновников, избыточных функций министерств и ведомств.
На открытии заседания премьер-министр Михаил Фрадков опроверг утверждения о том, что новое правительство фактически не сокращает, а сохраняет аппаратчиков, пересаживая их с места на место. По его словам, правительство ждет от новой структуры "видимых результатов с точки зрения повышения эффективности работы органов управления", сообщает “Интерфакс”.
В докладе главы аппарата правительства Дмитрия Козака была предложена следующая схема реформирования:
- в девяти федеральных министерствах, входящих в структуру правительства России, число заместителей министров будет сокращено с более чем 250 до 18 - таким образом, каждый министр сможет иметь не более двух заместителей, в то время как на настоящий момент ряд ключевых министров имеют в подчинении более десятка заместителей;
- число директоров департаментов сократится с 250 до 100; по замечанию министра финансов Алексея Кудрина, директоры департаментов - это сто ведущих менеджеров по выработке политики, подготовке правил игры для бизнеса, это “top 100”;
- в федеральных службах и агентствах будет 46 руководителей, у которые окажется ограниченное число заместителей - 123; фактически это будут 169 человек, являющихся ведущими менеджерами по исполнению принятых решений;
- количество правительственных комиссий должно быть сокращено с 220 до 10 - таким образом, полномочия ряда комиссий должны быть переданы профильным министерствам; в частности, функции комиссии по вопросам вступления России в ВТО, а также комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенной политике должны быть переданы МЭРТ РФ.
Глава аппарата правительства сказал, что такая схема означает существенное повышение статуса руководителей департаментов, который будет выше, чем у бывших заместителей министров. В свою очередь, два остающихся заместителя каждого министра должны будут координировать в целом работу министерства, а департаменты - отвечать за разработку политики и подготовку документов.
К тому же, как отметил министр финансов, реформа системы федеральных органов исполнительной власти не потребует от бюджета дополнительных расходов, а в перспективе даже даст серьезную экономию средств.
Вслед за федеральными министерствами, подконтрольными премьеру, административной реформе подвергнутся и другие правительственные структуры.
По заявлению Дмитрия Козака, в ближайшие две-три недели такие же преобразования претерпит структура аппарата правительства.
Что касается федеральных органов исполнительной власти, находящихся в прямом подчинении президенту (так называемы “силовые” министерства), утверждение структуры и численности которых находятся вне компетенции правительства, то, как считает Алексей Кудрин, результаты реформирования "гражданских" министерств и ведомств подтолкнут силовиков на аналогичные реформы. Он подчеркнул, что президент уже отдал поручения подготовить предложения по реформе структуры и численности этих министерств и ведомств.
Не смотря на то, что в Белом доме считают "реформу по Козаку" единственно верной, в новом кабинете правительства уже обнаружился конфликт интересов. Сокращение количества чиновников многими воспринимается в штыки. В частности, Герман Греф, в подчинении у которого ранее находились 15 замов, в том числе три первых, еще две недели назад проинформировали президента, что работать по такой схеме их ведомства не будут по причине того, что лучшие специалисты, занимающие сейчас должности заместителей министра, тут же уволятся. В ответ на это Михаил Фрадков заявил, что тем, кто добросовестно работает, ответственным и дисциплинированным сотрудникам беспокоиться нечего.