будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минздрав ЦСР Владимир Путин здравоохранение в России
Май 15, 2025
Страна
Власов Василий

Реформа здравоохранения: хождение по кругу

Реформа здравоохранения: хождение по кругу
131310_1000x750_1364_a1ae76da5632dfdb5fc14202f08d1bf3
Городская поликлиника. Источник: АГН "Москва"

Опубликован доклад Центра стратегических разработок, касающийся преобразований в здравоохранении. Аналитики ЦСР не предлагают радикальных мер: речь идет лишь об увеличении расходов бюджета на здравоохранение и о постепенном вытеснении участковых терапевтов врачами общей практики.

В докладе предполагается, что государственные расходы в секторе должны вырасти с 3,55% ВВП в 2018 году до 3,99% в 2024 году, причем основная часть средств должна пойти на поддержание зарплат работников отрасли на уровне, установленном майскими указами президента России, пишет газета «Коммерсантъ». 

Главным же преобразованием, фигурирующем в докладе ЦСР, которое предполагается провести до 2024 года, является замещение уходящих на пенсию участковых терапевтов врачами общей практики и увеличением численности таких врачей на душу населения на 25-30%. По мнению опрошенных изданием экспертов, в этом виде идеи ЦСР уже более или менее одобрены властью и даже станут частью послания президента России Владимира Путина, которое должно быть оглашенл 1 марта.

 
В поликлинике
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Побеседовать с «Полит.ру» об идеях ЦСР и о возможных и желательных переменах в российском здравоохранении согласился Василий Власов, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», президент Общества доказательной медицины. 

«Ну, если кто-то пытался найти в предложениях Центра стратегических разработок и, в частности, в предложениях по здравоохранению предложение революционных реформ, то он, наверное, просто незнаком с российскими реалиями. Никакие реформы у нас сейчас не принимаются, поэтому разработчики этого доклада пошли по очевидному пути: решили сделать максимально возможное из того, что способно быть принято и реализовано.

Поэтому доклад выглядит совершенно не революционно и, подчеркну, не является революционным по существу. Но вместе с тем в нем сделаны очень важные и обоснованные выводы о том, что нужно не просто дать больше денег (все знают, что денег дать нужно больше, и будем надеяться, что их все-таки будут давать), но сделать очень важные акценты – например, на развитии первичной медицинской помощи и использовании новой для нас квалификации семейного врача, на развитие этой практики.

Подчеркну, что до сих пор это важнейшее положение у нас принимается с очень большим трудом, поскольку лобби всех узких специалистов, от проктологов до нейрохирургов, хотят, чтобы развивалась именно и только специализированная помощь. А им еще вторят педиатры, которые хотят, чтобы обязательно были многочисленные перинатальные центры, отдельные педиатрические службы, отдельные педиатрические участки, и так далее, и тому подобное.

 
Педиатр
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Так что говорить о том, что все, написанное в докладе, легко воспринимается и поэтому легко будет сделано, не приходится – это просто неправда. Есть надежда, что основные положения доклада будут восприняты обществом правильно и будет сделано то, о чем идет в нем речь, но я бы подождал радоваться.

Пока, действительно, спектр вопросов, по которым можно обращаться к врачам общей практики, уже появившимся в поликлиниках, не широк. Это очевидная проблема: вместо того, чтобы удавить эту кошку сразу, у нас пока ей хвост по частям обрезают. Для того, чтобы семейный врач мог нормально работать, у него должен был расширен диапазон оказываемых услуг и одновременно уменьшено количество обслуживаемого населения. 

К сожалению, у нас везде, в том числе и в Москве, на одного участкового терапевта приходится уже очень много людей. Поэтому они естественным образом многие вещи не могут делать. Кроме того, раз они не могут уделять больше внимания своим пациентам, возникает естественное желание использовать все равно существующих в поликлинике узких специалистов. И круг замыкается. В результате семейный врач все равно не может работать в этой системе как семейный врач.

Думаю, что в нашей стране в связи с этим придется еще долго ходить по этому замкнутому кругу, потому что единственный способ решить эту проблему – это решить ее радикально. Можно ли ее решить радикально или это будет слишком серьезным потрясением для системы здравоохранения? Нет, никакого потрясения не будет: наши братья в балтийских республиках сделали это, грубо говоря, в одну ночь, и ничего страшного не произошло. То есть очевидно, что это возможно.

 
Ситуационный центр департамента здравоохранения Москвы с системой ЕМИАС
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Что для этого требуется? Прежде всего, дееспособное правительство, которое будет настроено реально улучшить ситуацию в здравоохранении, а не создавать иллюзию прогресса. Все упирается в отсутствие решений со стороны властей: у нас, с одной стороны, все решается в центре, а с другой стороны, если возникает вопрос о здравоохранении, говорят: "Ну, а что мы можем сделать? Вы же знаете, какие у нас губернаторы, а у нас все регионах решается!". И на этом разговор заканчивается.

Как Прибалктика справилась с этим вопросом? Там больше хотели это сделать, было больше решимости порвать с неловким прошлым. А у нас этой решимости не было. У нас масса педиатров на национальной сцене определяют положение дел. Эти педиатры являются главным тормозом на пути нормального функционирования системы медицинской помощи.

 
Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения» в «Экспоцентре»
Любимов Андрей/АГН "Москва"

Из тех стран, где реформа все же была проведена, есть информация о том, что и как изменилось – есть прекрасные работы, в которых все это описано. Опыт зафиксирован, никаких секретов тут для специалистов нет. Да и в России постепенно, пока в частной медицине, становится все более востребованной помощь семейного врача. В Москве прекрасно функционируют клиники семейной медицины, к которым люди прикрепляются семьями за очень небольшие деньги для получения медицинской помощи. То есть система работает не только в теории – она и на практике прекрасно действует там, где люди хотят, чтобы это работало», – сказал Василий Власов.

Власов Василий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).