будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество интернет социальные сети
Ноябрь 19, 2025
Страна
Бегтин Иван

Регулирование соцсетей и популизм

Регулирование соцсетей и популизм
internet-3142312_1280
Соцсети. Источник: pixabay.com

В России принят в первом чтении законопроект о регулировании соцсетей, предусматривающий блокирование в соцсетях недостоверной «общественно значимой» информации без решения суда. Это решение Государственная Дума приняла 12 апреля, хотя депутатам так и не удалось выяснить, что представляет собой общественно значимая информация и почему ее можно будет блокировать в соцсетях без решения суда.

По мнению автора законопроекта Сергея Боярского, регулировать социальные сети сейчас необходимо, поскольку они сделались площадкой, фактически «свободной от правил», и «постепенно становятся средой, распространяющей в том числе противоправный, недостоверный, оскорбительный и даже запрещенный на территории РФ контент».

 
Сергей Боярский
Пресс-служба ЦИК ЕР/Wkimedia Commons

«Считаем справедливым требовать удалять общественно значимые ложные сведения по решению уполномоченного органа в течение 24 часов, в противном случае регулятор Роскомнадзор будет вправе оштрафовать владельца публичной сети за бездействие, а при повторном случае неисполнения требований — через суд добиваться блокировки информации или даже площадки целиком», — приводит газета «Коммерсантъ» пояснения по поводу документа.

Интересно, что один из пунктов законопроекта настаивает именно на досудебной блокировке (и на необходимость обсудить этот момент указывало в своем отзыве государственно-правовое управление президента). В то же время, отвечая на вопросы депутатов, Боярский сказал, что Роскомнадзор сможет заблокировать информацию, «только обратившись в суд». В итоге, как отмечает издание, документ не получил полной поддержки даже среди товарищей Боярского по фракции «Единая Россия».

Побеседовать с «Полит.ру» о происходящем и перспективах согласился Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив. По его мнению, избранная российским государством в этом вопросе тактика есть тактика слабого государства, а ее реализация может принести больше вреда, чем пользы.

«Вопрос о внесудебной блокировке возникает у депутатов не в первый раз. И то, что сейчас делает Роскомнадзор по блокировке сайтов, очень похоже на инициативу депутатов. В принципе подход нашего государства к этому вопросу, будь то Дума или исполнительная власть в лице Роскомнадзора, — это подход изоляционистский. Речь идет об изоляции от внешних источников информации с возможностью блокировки и, при невозможности контроля за внутренними источниками информации, — попытка блокировки внутренних.

 
В китайском метро
Cory M. Grenier/flickr.com

Я считаю этот подход даже не порочным, а убогим. Это позиция очень слабого государства. Есть, например, позиция сильного государства — Китая, который наши чиновники очень любят приводить в пример. В Китае все устроено принципиально иначе: там построили единую систему-"шланг" в интернет, организовали внутреннюю экономику, способную закрыть все потребности пользователей — и перекрывают доступ, никого заранее не уведомляя, никому об этом не рассказывая. Просто блокируют информацию — в социальных сетях или где-либо еще.

Китай пользуется своей экономической мощью, величиной своего рынка для давления на крупнейших провайдеров сервисов, для создания собственной системы, инвестируя огромные деньги в национальных чемпионов — и, в общем, проводя довольно целенаправленную (безусловно, не очень человеческую, но целенаправленную) политику по предотвращению распространения любого контента, который государство сочтет неправильным. Мне не нравится этот подход, я не смог бы жить в Китае при тех условиях, который он задает, но это — политика государства, которое имеет какое-то влияние.

Есть политика западных стран, где тоже периодически практикуются блокировки, ограничения к доступу контента. Эта система устроена по-другому: она отчасти основана на страхе проверки налоговой службы или кого-либо еще. Это, например, касается подписанного недавно президентом США Дональдом Трампом закона о запрете проституции в интернете: многие сайты стали удалять разделы по дейтингу людей просто из страха штрафов налоговой службы, привлечения к ответственности и так далее.

 
Дональд Трамп подписывает закон о запрете проституции в интернете
The White House/flickr.com

То есть в государствах, где распространения какой-то информации реально не хотят, это работает по-другому. Там не надо говорить: "Ребята, вы должны заблокировать эту информацию, иначе мы заблокируем вас". Это способ, используемый только тогда, когда нет других механизмов воздействия. И у нас в России ситуация такова: мы, с одной стороны, не имеем такой долгосрочной и отработанной политики, как Китай (в первую очередь — по формированию внутреннего рынка, внутренних игроков, которые позволяли бы такую изоляционистскую политику вести); с другой стороны, мы пытаемся хоть как-то этому соответствовать.

Несколько лет назад вообще говорили, что в России невозможно блокировать сайты. Но придумали схему с Роскомнадзором, который стал распространять по провайдерам ссылки, и каждый провайдер стал блокировать у себя. Но эта модель привела к тому, что любая блокировка тем же Роскомнадзором немедленно вызывает последствия в виде массового распространения. То есть Роскомнадзор бесплатно учит большое количество людей анонимизации в интернете.

Деятельность этого ведомства с самого начала была крайне малоэффективной: она была ориентирована на тех людей, которые являются неквалифицированными. Человек, более или менее грамотный в интернете, способен все эти блокировки преодолеть — что все и делают. Вот сейчас мы то же самое пронаблюдаем с Telegram.

То же самое касается и социальных сетей. Их регулирование, по сути, бьет всего по двум видам компаний — по российскому Mail.Ru, которому принадлежат "Одноклассники", "ВКонтакте", собственно Mail.Ru и так далее (это, фактически, национальный чемпион по соцсетям); и зарубежные сети, такие как Facebook, Twitter и т.п.

Так вот, то, что предлагают депутаты, означает примерно следующее: что, во-первых, с российскими владельцами соцсетей они договориться не могут (потому что иначе можно было бы идти китайским путем); а во-вторых, не имеют оснований рассчитывать на то, что Facebook и Twitter, в контексте отношений к России, будут создавать тут свои дочерние компании.

Если это стратегия на удаление иностранных социальных сетей из России, то пусть блокируют их — те люди, кто этого захочет, останутся там, так же, как остались в LinkedIn (эта сеть потеряла всего половину своей российской аудитории). Пока еще не у всех на телефонах VPN стоят — ну, будут стоять у всех. И все будут пользоваться социальными сетями.

И я бы сказал так: с точки зрения российских правоохранительных органов лучше, чтобы люди пользовались российскими социальными сетями, мессенджерами и так далее. Но это возможно, только если предоставлять качественный сервис, инвестируя в это и побуждая людей этим пользоваться, не создавая им дополнительного обременения. Создавая максимально вольготные условия использования — а уже очень непублично, очень неформально отслеживая все истории, которые являются более или менее серьезными, и привлекая к ответственности тех людей, которых необходимо привлечь.

Собственно, так китайцы и работают. Да и западные соцсети тоже. А то, как пытаются сделать у нас, означает, что депутаты фактически работают против страны. Даже если поверить, что те цели защиты от террористов, которые они декларируют, в самом деле являются для них целью, но по факту они их достижению вредят. Люди, которых они собираются ловить, не должны об этом знать.

 
Ограничение доступа
Facultad Informatica Culiacan Follow/flickr.com

Чем громче депутаты кричат о том, что собираются вводить идентификацию в социальных сетях, тем больше люди, которых они собираются идентифицировать, переходят на другие способы общения. Так что все эти законопроекты — дешевый популизм. Больше всего от этого пострадают те, у кого бизнес завязан на коммерческие проекты, соцсети и так далее. Вот для них это — действительно сложность.

Если вы разрабатываете приложения, боты для Telegram, с которыми вы зарабатываете, для вас это проблема. Если ваша аудитория уменьшится процентов на 20-30, это будет заметный минус из вашего бюджета. Для рядового потребителя это будет незаметно, а для предпринимателя — да, очень заметно. И вся деятельность нашего государства по ограничению чего-то в интернете — это в итоге деятельность против экономического роста», — сказал Иван Бегтин.

Бегтин Иван
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).