будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна

Религиозное образование: государство и конфессии в поисках консенсуса

Наиболее радикальной выглядела позиция полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. Он высказался против того, чтобы государство поддерживало изучение католической культуры в средних школах России. В своем выступлении полпред президента отметил, что оплотом нравственности россиян являются традиционные для России религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, а значит, их потенциал государство должно "в полной мере задействовать" при воспитании молодежи.

Уже несколько лет в программу школ предлагается ввести преподавание основ православной культуры. Соответствующий опыт уже имеется в Центральном федеральном округе, отметил Полтавченко. В то же время он заявил, что не поддерживает идею преподавания католической культуры: "Если она для нас нетрадиционна, то нет, наверное, смысла поддерживать такой предмет на государственном уровне". При этом он добавил, что речь не идет о запрете преподавания такого предмета вообще. "Запрета не будет, но какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?" - сказал полпред.

Полтавченко отметил, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения в перечень школьных дисциплин такого предмета, как основы нравственности. В связи с этим необходимо "в полной мере задействовать потенциал традиционных религиозных организаций страны", которые "были и остаются оплотом нравственности". Одновременно полпред высказался за то, чтобы школы имели возможность получать сведения об истории традиционных для России религиозных учений. Таким образом Полтавченко поддержал инициативу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о введении основ православной культуры в программу средних школ.

Более сдержанной выглядела позиция полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Светское государство должно быть "равноприближенным к основным религиозным мировоззрениям". Из данного определения возникает необходимость существования неких зон взаимодействия государства и конфессий. "В первую очередь, это зона образования", - подчеркнул Кириенко. "Ценности атеистического мировоззрения, - отметил Кириенко, - заложены в постсоветских учебных курсах уже подспудно". А вот о мировоззренческих ценностях традиционных религиозных конфессий России в учебных дисциплинах и пособиях практически ничего не говорится. Наличие теологических факультетов и кафедр в светских вузах, по мнению Кириенко, обогатит богословскую мысль современной гуманитарной мыслью, а также повысит уровень компетентности выпускников светских университетов.

Кроме того, Кириенко полагает, что "в рамках религиозного образования можно говорить о конфессиональном образовании, подразумевающем подготовку священнослужителей, и о светском образовании, подразумевающем подготовку просветителей и воспитателей". Последнее, по словам Кириенко, предусматривает, что каждый россиянин должен знать основы религиозной культуры и быть толерантным к представителям иных конфессий. Очевидно, позиция Кириенко объясняется тем, что население Приволжского федерального округа менее однородно с точки зрения конфессиональной принадлежности, и, говоря о религиозном воспитании, полпред вынужден лавировать между интересами различных конфессий, в отличие от Полтавченко, приоритеты которого очевидны. Полтавченко, одному из организаторов конференции, видимо, принадлежит инициатива проведения мероприятия в Троице-Сергиевой лавре.

Если для Кириенко и Полтавченко оказались актуальны проблемы религиозной толерантности, то председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев в своем выступлении акцентировал мотив «обеспечения духовной безопасности». Скорее всего, это выражение, означающее противодействие религиозному экстремизму,  появилось после 11 сентября 2001 года. Зоркальцев предложил открыть в стране центр подготовки исламских священнослужителей и таким образом ограничить их обучение в вузах Саудовской Аравии, Египта и других зарубежных стран. Он отметил, что концепция национальной безопасности России включает защиту духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Выступивший на конференции председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил вводить в российских школах предмет об основах православной, исламской, буддистской или иудаистской религиозной культуры "в рамках регионального компонента, то есть компактного проживания верующих данной конфессии". По его словам, "правильное сочленение" общеобразовательных стандартов с региональным религиозным компонентом образования обеспечит воспитание толерантности в молодых российских гражданах.

Митрополит считает, что "для православного ребенка в Татарстане интересно и важно знать, что такое мечеть, стоящая рядом с его домом, кто такие мусульмане, рядом с которыми он живет". "Светская школа, - подчеркнул митрополит Кирилл, - это школа, свободная от клерикальной власти, а не умалчивающая о существовании религиозных убеждений". Если государство устраняется от всех проблем религиозной жизни общества, то, по словам митрополита, оно не знает, какие люди и что будут завтра проповедовать народу.

Председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин, выступая на конференции, в свою очередь, подчеркнул, что основы какой-то одной религии в школах и основы теологии в вузах "не могут быть обязательными предметами". Подобные дисциплины, по его словам, предполагают склонение слушателей к признанию истины только за одним религиозным учением. И если такое признание обязательно для иноверца или ребенка из семьи, исповедующей другую религию, то это является насилием.

Председатель Совета муфтиев убежден, что религиозные дисциплины могут преподаваться в различных учебных заведениях только при выполнении ряда условий. Во-первых, преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно носить принудительный характер. Во-вторых, должны соблюдаться конституционные нормы равноправия традиционных в России религий. И наконец, курс богословия, по его словам, не должен вытеснять курса религиоведения.

При сопоставлении выступлений шейха Равилья Гайнутдина и митрополита Кирилла становится очевидно, что сама специфика положения ислама как второй по значимости религиозной конфессии после православия вынуждает исламское духовенство проявлять значительно большую гибкость и реальную толерантность. В ситуации, когда РПЦ претендует на все более важную роль во многих сферах государственной политики, мусульманское духовенство вынуждено деликатно напоминать о правах ислама на территории РФ, опираясь при этом на правовую аргументацию, и, в частности, отстаивать конституционный принцип равенства всех религиозных конфессий.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).