Наиболее радикальной выглядела позиция полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. Он высказался против того, чтобы государство поддерживало изучение католической культуры в средних школах России. В своем выступлении полпред президента отметил, что оплотом нравственности россиян являются традиционные для России религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, а значит, их потенциал государство должно "в полной мере задействовать" при воспитании молодежи.
Уже несколько лет в программу школ предлагается ввести преподавание основ православной культуры. Соответствующий опыт уже имеется в Центральном федеральном округе, отметил Полтавченко. В то же время он заявил, что не поддерживает идею преподавания католической культуры: "Если она для нас нетрадиционна, то нет, наверное, смысла поддерживать такой предмет на государственном уровне". При этом он добавил, что речь не идет о запрете преподавания такого предмета вообще. "Запрета не будет, но какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?" - сказал полпред.
Полтавченко отметил, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения в перечень школьных дисциплин такого предмета, как основы нравственности. В связи с этим необходимо "в полной мере задействовать потенциал традиционных религиозных организаций страны", которые "были и остаются оплотом нравственности". Одновременно полпред высказался за то, чтобы школы имели возможность получать сведения об истории традиционных для России религиозных учений. Таким образом Полтавченко поддержал инициативу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о введении основ православной культуры в программу средних школ.
Более сдержанной выглядела позиция полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Светское государство должно быть "равноприближенным к основным религиозным мировоззрениям". Из данного определения возникает необходимость существования неких зон взаимодействия государства и конфессий. "В первую очередь, это зона образования", - подчеркнул Кириенко. "Ценности атеистического мировоззрения, - отметил Кириенко, - заложены в постсоветских учебных курсах уже подспудно". А вот о мировоззренческих ценностях традиционных религиозных конфессий России в учебных дисциплинах и пособиях практически ничего не говорится. Наличие теологических факультетов и кафедр в светских вузах, по мнению Кириенко, обогатит богословскую мысль современной гуманитарной мыслью, а также повысит уровень компетентности выпускников светских университетов.
Кроме того, Кириенко полагает, что "в рамках религиозного образования можно говорить о конфессиональном образовании, подразумевающем подготовку священнослужителей, и о светском образовании, подразумевающем подготовку просветителей и воспитателей". Последнее, по словам Кириенко, предусматривает, что каждый россиянин должен знать основы религиозной культуры и быть толерантным к представителям иных конфессий. Очевидно, позиция Кириенко объясняется тем, что население Приволжского федерального округа менее однородно с точки зрения конфессиональной принадлежности, и, говоря о религиозном воспитании, полпред вынужден лавировать между интересами различных конфессий, в отличие от Полтавченко, приоритеты которого очевидны. Полтавченко, одному из организаторов конференции, видимо, принадлежит инициатива проведения мероприятия в Троице-Сергиевой лавре.
Если для Кириенко и Полтавченко оказались актуальны проблемы религиозной толерантности, то председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктор Зоркальцев в своем выступлении акцентировал мотив «обеспечения духовной безопасности». Скорее всего, это выражение, означающее противодействие религиозному экстремизму, появилось после 11 сентября 2001 года. Зоркальцев предложил открыть в стране центр подготовки исламских священнослужителей и таким образом ограничить их обучение в вузах Саудовской Аравии, Египта и других зарубежных стран. Он отметил, что концепция национальной безопасности России включает защиту духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Выступивший на конференции председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил вводить в российских школах предмет об основах православной, исламской, буддистской или иудаистской религиозной культуры "в рамках регионального компонента, то есть компактного проживания верующих данной конфессии". По его словам, "правильное сочленение" общеобразовательных стандартов с региональным религиозным компонентом образования обеспечит воспитание толерантности в молодых российских гражданах.
Митрополит считает, что "для православного ребенка в Татарстане интересно и важно знать, что такое мечеть, стоящая рядом с его домом, кто такие мусульмане, рядом с которыми он живет". "Светская школа, - подчеркнул митрополит Кирилл, - это школа, свободная от клерикальной власти, а не умалчивающая о существовании религиозных убеждений". Если государство устраняется от всех проблем религиозной жизни общества, то, по словам митрополита, оно не знает, какие люди и что будут завтра проповедовать народу.
Председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин, выступая на конференции, в свою очередь, подчеркнул, что основы какой-то одной религии в школах и основы теологии в вузах "не могут быть обязательными предметами". Подобные дисциплины, по его словам, предполагают склонение слушателей к признанию истины только за одним религиозным учением. И если такое признание обязательно для иноверца или ребенка из семьи, исповедующей другую религию, то это является насилием.
Председатель Совета муфтиев убежден, что религиозные дисциплины могут преподаваться в различных учебных заведениях только при выполнении ряда условий. Во-первых, преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно носить принудительный характер. Во-вторых, должны соблюдаться конституционные нормы равноправия традиционных в России религий. И наконец, курс богословия, по его словам, не должен вытеснять курса религиоведения.
При сопоставлении выступлений шейха Равилья Гайнутдина и митрополита Кирилла становится очевидно, что сама специфика положения ислама как второй по значимости религиозной конфессии после православия вынуждает исламское духовенство проявлять значительно большую гибкость и реальную толерантность. В ситуации, когда РПЦ претендует на все более важную роль во многих сферах государственной политики, мусульманское духовенство вынуждено деликатно напоминать о правах ислама на территории РФ, опираясь при этом на правовую аргументацию, и, в частности, отстаивать конституционный принцип равенства всех религиозных конфессий.