будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 9, 2025
Страна

Риторика «Государственной религии»

Риторика «Государственной религии»
DSCN0783
«Государственная религия»

10 октября в клубе «Завтра» в рамках проекта «Среда РР» журнал «Русский репортер» организовал встречу с представителями Русской православной церкви. Попытались поговорить и выяснить, действительно ли происходит сращивание церкви и государства. С кем в итоге церковь - с государством или с народом, и кто «народ», а кто нет? Где место Церкви в современном обществе? Назвали встречу «Государственная религия».

Выяснилось много интересного, один только вопрос не получил ясного ответа: где место церкви в обществе. Видимо, самый непростой.

Не обошлось и без привычной риторики, и без «сливания» вопросов. Заикнувшийся было об ужасах инквизиции зритель получил в ответ: «Какие ужасы? А вы историк по образованию? У вас есть ученая степень?». Бывает.

Но вот к вопросу (к "церкви")  об искушении властью, о том, что, мол, не своим делом занимается, отнеслись серьезно - и отвечали серьезно. Никакого, конечно, «сращивания», в том числе в части появления пресловутых основ православной культуры в школе, не признали.

Гость встречи отец Максим Козлов пояснил, что вершить благие дела и нести прямую обязанность церкви – утешение,  без плотного общения с государством нельзя.

- Нам говорят: "Вы огосударствляетесь! Какую бы песню ни пели, все равно сращиваетесь с государством. Становитесь чем-то вроде ведомства православного исповедания",– привел пример священник. - А теперь давайте посмотрим, куда нас пускают. К заключенным? Сколько хотите! У нас в тюрьмах молитвенных комнат для заключенных под тыщу уже. Нас пускают к умирающим и старикам в дома престарелых. К больным – в больницы. А когда доходит до чего серьезного, возьмем то же самое молодое поколение… Захотели ввести основы православной культуры, а во что это все вылилось? В какое-то аморфное ОРКСЭ, прости Господи. Вот Венедиктов хотел, чтобы было ОРКСЭ, вот и получилось по слову его. А еще говорят, что у нас либеральное общество не имеет влияния. Имеет, и какое!

Затем отец Максим изящно обернул критику против самих противников церковного всеприсутствия.

- Наши дипломы не признают по сей день. А ведь у нас большая система духовного образования. По всей России 35 семинарий и академий, но мы все дворники! Хотите придерживаться последовательно атеистической позиции – не нужно атеистам тогда обижаться и говорить, что их притесняют, - заявил священник.

Отец Максим пожаловался, что церковнослужителей на самом деле не пускают в вооруженные силы.

Говорят: «Вот вы освящаете ядерные бомбы, которые после этого не взрываются». На все российские вооруженные силы военных священников всего 150 человек.

Государство же порой, по словам гостя, рассматривает РПЦ и как то, на что можно перевести общественную критику в случае чего, и попросил не переоценивать близость церкви и государства.

- Как доходит до конкретного дела, то оказывается, что нас хотят иметь в виде некоторой декорации, - рассказал он. - Я не уверен, что государство готово нас рассматривать как церковь сама себя рассматривает – как онтологически значимую часть социума. Государство рассматривает церковь инструментально.

Правда, пояснил потом, что некоторые священники в регионах излишне тесно, скажем, с губернаторами общаются, отзываются о них публично очень тепло. И это иногда дает повод обвинять всю церковь в излишнем властолюбии.

Впрочем, отдельно священник отметил, что церковь власть уважает и провоцировать ее, подстегивая разжигание русского бунта, не будет.

Другой гость встречи, православный публицист Андрей Рогозянский, также подчеркнул, что сращивание церкви с государством нужно оценить критически.

- Нуждается ли государство вообще в том, чтобы с чем-либо сращиваться, если ключи благополучия церкви в руках государства? – спросил писатель и указал на невинность РПЦ в истории: «Церковь остается тихим, домашним, благообъектным институтом, который, в отличие от Ватикана, никогда не был замечен в тайной политике, лоббировании, руководстве империями и тому подобном».

Протоирей Андрей Юревич же рассказал о серьезной проблеме церкви, которая часто оказывается вне публичного дискурса: действительно ли Россия – православное, как утверждают нередко, государство? Священник назвал ситуацию противоречивой, и противоречие, по его словам, затрагивает само церковное сообщество.

«Проблема наша, церковных людей, в том, что мы не совсем ориентируемся в том, что сейчас происходит. Церковь должна научиться настраиваться на ту ситуацию, которая сейчас есть. А ситуация сегодня даже в церкви противоречива.  Мы накрестили сейчас тьму-тьмущую народу (сами виноваты), и сейчас говорят – от 70 до 95% православных в России. А вот пожалуйста – последний журнал Московской патриархии, владыка Пантелеймон (Шатов): «Я пришел к выводу, что лишь 1% ходит по воскресеньям в храм», - рассказывает протоирей. - Это получается 99% безбожников в России и 1% верующих! Вообще-то мы живем в стране безбожной, стране секулярной.

Он считает, что им самим еще надо разобраться, в православной ли мы живем стране, или стране безбожного мира. И отец Максим не знает даже, где брать помощь, то ли у аналитиков, то ли в соборной молитве.

Ответ на вопрос: «Где же все-таки церковь видит свое место в современном обществе?» - попытался сформулировать для гостей и зрителей председатель синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, но ясности не внес.

Отдельно отметив, что выступает в данный момент не в качестве официального спикера, пресс-секретарь РПЦ выразил мнение, что место церкви - в отношениях с человеком.

- В первую очередь, именно в отношениях с человеком, не с институциями, не с политическими партиями, не даже с какими-то сообществами. Но тут есть один момент – это не значит, что должны быть исключены отношения с институциями, - заявил Легойда. - Религия – это интимное и частное дело. И я бы сказал, что в эмпирическом пространстве у нас ничего более интимного и частного нет. Но вопрос религии никогда не был только частным делом.

У религии, по мнению пресс-секретаря РПЦ, две природы – публичная и частная.

- Церковь выступает и за права частные, и за права публичные, и, через человека, все равно общается с институциями, - резюмировал глава синодального информационного отдела Московского патриархата, запутав вопрос окончательно.

Отец Максим подошел к вопросу несколько с другого конца, но тоже вынужден был ограничиться самым общим определением.

- Есть такое понятие – симфония, восходящее к временам императора Юстиниана. Созвучие и согласие,

- рассказал священник, пояснив, что созвучие и согласие у церкви должно быть и с государством, и с членами общества. -  Мы за то, чтобы институт государства не рассматривать как нечто случайное, второстепенное и неважное для церкви.

Идеальная симфония представляется отцу Максиму не со всеми, а только со здоровыми, культурными членами общества, которые собираются в первую очередь вокруг университетского образования.

- На сегодня, сожалению, мы только нащупываем этот путь, - заявил он, и только что не развел руками.

Искать общий язык, искать ту саму симфонию церкви действительно непросто. На сегодня представителям православия проще всего вести диалог с теми, кто занимается производительным трудом, и с теми, кто обладает знаниями. С теми, кто не ждет манны небесной. С теми, кто склонен работать, а не воровать.

- К сожалению разговаривать с читателями журнала «Лиза» мы не научились до сего времени, - признался отец Максим. И пока что священник, приходящий в приемник для несовершеннолетних и ПТУ, находится в значительно более сложной ситуации, нежели приходящий в университет.

Главный редактор журнала «Русский Репортер» Виталий Лейбин, выступивший на встрече в качестве модератора, подвел для «Полит.ру» итоги мероприятия.

- Мне было очень интересно, поскольку я смотрел не за риторикой в стиле отца Чаплина и не за антиклерикальными возгласами, которые раздавались с мест и которые звучат в социальных сетях. Я следил за общим уровнем разумности заявлений представителей церкви в ситуации, когда любое резкое замечание может быть истолковано против тебя, - рассказал Лейбин.

По его словам, то, что гости осторожничали и уходили в сторону в своих рассуждениях, – естественно. Главное, что на некоторые вопросы священники и представители православного мира все же отвечали.

- Они, конечно, уходят в высокие материи, прячась за этой ширмой. Но если включиться в режим понимания, то можно увидеть, что в церкви есть люди, с которыми можно работать и вести диалог. Мне это кажется очень важным.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).