будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чечня
Июнь 16, 2025
Страна
Локшина Татьяна

Россия: чеченизация и дечеченизация

Блэр, Путин и Кадыров звонят по делу в ад. Каждому приходит счет. Блэру - на 500 долларов, Путину на 50 долларов, а Кадырову - на 5 рублей. Те двое возмутились, идут к третьему: "Как так, Ахмат-Хаджи? Мы на бабки влетели, а ты бесплатно отделался, а разговаривал-то дольше всех!" "А что вы хотите? - отвечает Кадыров. - Для меня это местный звонок."

Современный анекдот

В конце января этого года мне выпала возможность поехать в Страсбург на Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) и порассказывать европейским парламентариям, чиновникам и журналистам о том, что представляет из себя пресловутый “политический процесс в Чеченской республике Российской Федерации”. Желающих послушать набралось немало. Все они к этой мрачной саге отнеслись с пристальным вниманием, задавали разумные вопросы, благодарили за свежую информацию, в очередной раз убедительно доказывающую полное отсутствие всякого присутствия “стабилизации, нормализации и возвращения к мирной жизни” в Чечне. Казалось бы – столько интереса со стороны представителей международного сообщества, так чего ж еще желать? Но многие чиновники Совета Европы в разговорах не забывали подчеркнуть: “Мы все пониманием. Вы совершенно правы. Ситуация нехорошая. Но никаких жестких мер мы принять не можем – нет сегодня политической воли. Россия – стратегически важный партнер. И нам нужен конструктивный диалог с российским правительством. А для этого необходимо провести дечеченизацию России”. В первый раз толкнувшись с этим фантастическим термином, я решила, что ослышалась: “Что, простите, собираетесь проводить?” “Дечеченизацию… Ну, например, если сегодня спросить любого делегата ПАСЕ, что происходит в России, он скажет – война в Чечне. А спросишь у любого официального лица в России, что такое Совет Европы - он неизбежно ответит: это такая организация, которая непрерывно критикует нас из-за Чечни. И какой уж тут конструктивный диалог! Сплошное расстройство! А Россия – это ведь больше, чем Чечня. Там много разных проблем, которые Совету Европы интересны. Вот мы и будем Россию дечеченизировать. То есть говорить не только о Чечне”. То есть, если перевести с европейского бюрократического новояза на язык человеческий – не будем больше говорить о Чечне. Ну, почти не будем. Хватит. Достаточно поговорили. Вон, ООН уже давно молчит - с 2002 года Комиссия по правам человека резолюции по Чечне не принимала, миссия ОБСЕ прикрылась. Что мы, рыжие что ли?..

Абсурдная ситуация. Правозащитники и эксперты уже пару лет твердят о том, что российские власти, помимо прочего, ведут в Чечне политику “чеченизации конфликта” (т.е. стравливают местных между собой и таким образом переводят конфликт во внутреннее русло), а вот Совет Европы в параллель этому собирается осуществить дечеченизацию Российской Федерации… Конечно, немного поработав в Чечне, к самому отчаянному абсурду начинаешь относится как к норме … А все же cюжет развивается по сценарию “безнадега-точка-ру”. После того, как миссия ОБСЕ в Знаменском почила 31 декабря 2002 г. в бозе, кроме Совета Европы в Чечне ни одна международная организация на постоянной основе не работала. И если Совет Европы тоже умывает руки, то дела наши чеченские более, чем унылы. Лорд Джадд, бывший Специальный докладчик ПАСЕ по Чеченской республике, искренне и настойчиво пытавшийся что-то изменить, встретив меня в коридорах Дворца Европы, грустно развел руками: “Мне стыдно это признать, больно об этом говорить, но Чечню мы потеряли… Я сделал все, что мог, и теперь остается только сказать: ничего не вышло, ничего не помогло. Это провал. Провал Европы”.

Означает ли это, что Совет Европы вообще ничего не будет делать в Чечне? Нет, не совсем. Этой весной, скорее всего - ближе к концу апреля, в республику поедут три спецдокладчика ПАСЕ: Биндиг (докладчик по правам человека в Чечне), Гросс (докладчик по политическому процессу в Чечне) и Ивинский (докладчик по беженцам и вынужденным переселенцам).

Все трое планировали приехать еще в феврале, но кто ж их пустил бы до путинских выборов?.. Так что приходится ждать до апреля.

Докладчики, помимо координируемой российскими властями официальной программы, намериваются встретиться и с правозащитными организациями, и с людьми, пострадавшими от действий силовых структур. По результатам визита они сделают совместный отчет, скорее всего, достаточно критичный, который представят ПАСЕ и Комитету Министров Совета Европы. Будут выработаны рекомендации… Но отчет вряд ли успеют подготовить до середины лета. Значит, следующие дебаты по Чечне в Парламентской Ассамблее состояться не раньше, чем на сентябрьской сессии. А во время оно Чечня, помнится, была на повестке фактически каждой встречи ПАСЕ… Впрочем, о чем это мы? Теперь – другие времена. Опять же, дечеченизация…

Визитом докладчиков Совета Европы, конечно, не ограничится. Предусмотрен целый план действий на 2004 год. Раньше в Чечне при офисе Специального представителя Президента РФ по правам человека и гражданина в Чеченской Республике - сначала при Каламанове, затем при Султыгове – на постоянной основе работали эксперты Совета Европы. Но после взрыва 21 апреля 2003 г. эксперты были в спешном порядке эвакуированы. И в рамках нового плана действий должны работать по принципу ad hoc – т.е. в отдельно взятых случаях, по отдельным конкретным программам.

И, вот, на 2004 год программы запланированы следующие. Оказывать консультативную экспертную поддержку в работе офиса Султыгова с индивидуальными жалобами. Помогать с экспертизой законодательства. Проводить семинары по демократическому проведению избирательной кампании в преддверии намеченных в этом году выборов в республиканский парламент. Содействовать развитию местного самоуправления. Оказывать психологическую и реабилитационную помощь женщинам и детям-сиротам. Обучать правам человека сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарной системы. Плюс тому же самому обучать студентов Чеченского государственного университета. А чтоб последним учиться было лучше и легче – привезти в ЧГУ целую библиотеку по правам человека, томов 500. К последнему пункту программы уже неплохо подготовились – в прошлом году трех чеченских преподавателей специально вывезли в Страсбург и обучили на “менеджеров библиотеки по правам человека”, дабы заранее увериться в том, что европейские книжки будут красивы и ухожены. Очень разумная инвестиция. И, главное, – очень своевременная… Вот, собственно, и все.

План действий, естественно, совместный с Российской Федерацией. И со стороны России партнером Совета Европы, вместе с которым ВСЕ эти телодвижения положено проводить, был назван уже несколько раз помянутый Абдул-Хаким Султыгов. Соглашение об этом после длительных переговоров было благополучно подписано Генеральным Секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером и российским министром иностранных дел Игорем Ивановым 16 января 2004 г.. Совет Европы вздохнул с облегчением и закатал было рукава, чтобы вместе с российскими коллегами поспособствовать нормализации жизни в республике… И тут случилось досадное недоразумение. Буквально через неделю – 22 января Султыгова сняли. Да и Бог бы с ним - с Султыговым. Что греха таить – Спецпредставитель по правам человека из него был совсем никакой, за все время, что сидел в этом кресле, Султыгов палец о палец не ударил, не сделал в принципе ничего. Так что жалеть о нем – в высшей степени бессмысленно. Только вот, сняв Султыгова, Путин заодно и сам пост Спецпредставителя ликвидировал – зачем, действительно, Чечне этот Спецпредставитель, когда у нее уже свой Президент есть. Пусть Кадыров обо всем и позаботится.

В том, что Кадыров рад позаботиться самостоятельно абсолютно обо всем, - нет никаких сомнений. Ему только дай! А вот Совет Европы оказался в ситуации сюрреалистической. План действий (не будем здесь говорить о том, хорош он или плох) разработан, соглашение заключено, и вдруг ключевой партнер по претворению этих действий в жизнь возьми да исчезни! Нет, безусловно, исчезновения – самая актуальная для Чечни проблема. Об этом европейцам прекрасно известно. Но к такому повороту событий Совет Европы оказался не готов. Было бы по меньшей мере странным предполагать, что МИД, прописывая Султыгова в качестве основной фигуры для совместной работы с Советом Европы, был не в курсе, что век Спецпредставителя подошел к концу. Знали, конечно, но что ж поднимать волну заранее, когда потом можно попросту в очередной раз поставить европейское сообщество перед фактом?! Европейцам, как известно, не привыкать…

Так или иначе, когда я была в Страсбурге, от сложившейся нелицеприятной ситуации европейских чиновников несколько лихорадило, и как осуществлять “конструктивное сотрудничество” с учетом новых обстоятельств, они не понимали. Под вечер, на совсем неформальном кофепитии в кафетерии Дворца Европы, узнав, что я вскоре собираюсь в Чечню, несколько вполне симпатичных сотрудников Секретариата очень оживились: “Вы будете в Грозном?” - “Да, конечно”. “А узнать, что там осталось от офиса Султыгова можете? Там вообще есть с кем дело иметь? Неловко Вас нагружать, но, понимаете, так все сложно… Работать не с кем. А план есть. В перспективе, наверное, можно будет взаимодействовать с чеченским омбудсменом. Но перед тем, как там появится омбудсмен, они должны сначала парламент выбрать… А это еще когда будет! Никакого уполномоченного в этом году в Чечне не появится. А план работы у нас-то именно на 2004 год. Просто безумие. А потом – архивы… Куда все документы из Султыговского офиса денутся? Там же индивидуальные жалобы! Посмотрите, пожалуйста, что происходит. А то людей на местах у нас больше нет. Ваш МИД ничего конкретного пока не отвечает, тянет резину…”

Естественно, я согласилась. Дойти до офиса Султыгова – задачка несложная. Сидящих в информационном вакууме советоевропейцев – по-человечески жалко. Да и попросту интересно “эту сову разъяснить”…

Опасения, что единственным моим собеседником в бывшем офисе Султыгова будет амбарный замок на дверях, не подтвердились. Офис оказался на месте. И все сотрудники – тоже. Ни одного человека не уволили. И архивы продолжают благополучно покрываться пылью. Только называется теперь эта контора Управлением Правительства Чеченской Республики по обеспечению прав и свобод человека. Финансируется чеченским бюджетом, т.е. теми деньгами, которые на кадыровский аппарат дает федеральный центр, ну и все вопросы “в рабочем порядке” сотрудники старой-новой структуры решают с руководителем Администрации Президента Чечни. Ну а “вопросы повышенной важности” решаются с самим Кадыровым.

Объяснил мне все это Ибрагим Зубайраев, зам. руководителя Управления. Ибрагим вообще был разговорчив. Очень красочно рассказал о том, что дела обстоят как нельзя лучше: “С упразднением должности Спецпредставителя Султыгова ничего не изменилось. Согласно Конституции, гарантией всех мыслимых и немыслимых прав является в Чечне Президент. Так что Султыгова и должны были убрать. Сразу после избрания Президента стало ясно, что должность упразднят. Президент у нас гарант, и никаких дополнительных гарантий тут не требуется. И вообще, некоторые вопросы нам легче и оперативнее решать, когда нас замкнули на республику. <…> А что Совет Европы? Зачем нам с ними сотрудничать? Толку никакого. Они ничем нам не помогли и наших проблем все равно не решат. Сами разберемся”.

***

И действительно, в Чечне разбираются сами. Как могут. Потому что там – чеченизация, с нормализацией и стабилизацией заодно. А в Европе параллельно происходит дечеченизация России. Все очень логично.

“Первый Президент Чеченской Республики” Кадыров, дабы потрафить своему высокому покровителю Путину в канун президентских выборов в Российской Федерации, задумал предъявить городу и миру так своевременно сдавшегося бывшего министра обороны Ичкерии Хамбиева. А чтобы обеспечить этот процесс, предварительно захватил в заложники родственников Хамбиева, в основном женщин, и ичкерийскому министру деваться было некуда. Хамбиев немедленно отдал себя в руки “законной власти”, сделал все необходимые заявления для прессы, принес публичную клятву верности… В общем, разобрался Ахмад-Хаджи с ситуацией привычным, многократно проверенным способом.

И еще один подарок от Кадырова Путину ко второму президентскому сроку – закрытие палаточных лагерей в Ингушетии и форсированное возвращение беженцев в Чечню. Помозолили глаза и хватит. Слишком на виду. Плюс деньги бюджетные да помощь международных гуманитарных организаций – кусочек лакомый. Пусть домой едут. А дома с ними разберемся.

В феврале в Ингушетии, меньше чем за месяц до путинских выборов, пожилой мужчина-инвалид, угощая меня чаем в нетопленном бараке, рассказывал, как сворачивают беженские лагеря: “Позавчера газ отключили, приезжала бригада из местной администрации. Мы им говорим: ‘Что ж вы такое делаете? Как нам жить на таком холоде? Ведь дети маленькие, старики. И за газ миграционкой до апреля было проплачено.’ А они отвечают: ‘Вы своего Кадырова про это спросите. Он нам покоя не дает. И не даст, пока вы здесь сидеть будете.’ Нет, у нас теперь одна дорога – в Чечню… Убьют – убьют. Что делать? Из Ингушетии выдавливают. А по России куда мы не поедем, везде одно – вон, террорист, взрывать приехал… Едешь на автобусе в Баку. На границе: ‘Чеченцы есть? Выходи! Больше никого выходить не просят.’ Заболеешь – умирать в Чечне должен. Нигде больше в больницу не положат”.

А буквально через несколько дней в Москве сотрудник МИДа России комментировал мне и ездившим со мной на Кавказ западным коллегам ситуацию с возвращением беженцев следующим образом: “Согласен, что есть люди, которые не вернутся в Чечню, но их не более десяти процентов. Почему они не хотят возвращаться? Некоторые совершили преступление на территории Чечни. Некоторые боятся кровной мести и оттого никогда не вернутся. Некоторые мотаются между Чечней и Ингушетией и деньги на этом зарабатывают, получая миграционные выплаты и там и там. Бизнес у них такой. Да и вообще, разные международные организации – и это общепризнанный факт – деньги беженцам платили, по 30 тысяч рублей, чтобы те не уезжали. Эти организации воду мутят. А вы, кстати, кого законным Президентом Чечни считаете, Кадырова или Масхадова? Нет, вы за кого – за Масхадова или за Кадырова?”

Пока коллеги пытались отвертеться от ответа и объяснить представителю власти, что дело не в том, за кого они, а в принудительном возвращении беженцев, что в любом случае недопустимо, я вспомнила один недавний разговор. Как на официальной встрече с участием чеченских правозащитников Кадыров настойчиво допытывался у одной из участниц: “А ты, сестра, где живешь – в Чечне или в Ичкерии? Нет, ты скажи…” Как, однако, все похоже… И здесь, конечно, тоже можно вполне эффективно “разобраться”…

Сказав все, что ему по должности положено, МИДовский чиновник любезно пошел провожать нас к выходу. Прощаясь, я автоматически поблагодарила его, что нашел возможность встретиться с моими зарубежными коллегами. “Ну что Вы. Всегда рады. И потом, Вы интересные вещи рассказывали”, - ответил он и улыбнулся неожиданно светло и застенчиво. И как-то сразу из официального лица и идеологического противника превратился в нормального молодого парня. Слова сами сорвались с языка: “Послушайте, я понимаю, почему Вы с нами беседовали именно так, а не иначе. У Вас такая работы. Но, если по-человечески, не для протокола. Вы упоминали, что несколько раз были в Ингушетии и в Чечне. И последний раз всего пару месяцев назад. Неужели Вы сами верите, что 30 тысяч рублей – даже если бы их беженцам и правда платили – достаточная цена, чтобы жить в палатках, в таких условиях? Вы видели Грозный – и, положа руку на сердце, можете сказать, что это имеет хоть что-то общее с налаживанием мирной жизни?”

Молодой человек опускает глаза и галантно открывает передо мной массивную дверь Министерства иностранных дел Российской Федерации: “Ну, не знаю, такая сложная ситуация. Что Вы хотите? Ну, медленно, постепенно…”

Медленно? Постепенно?

Последний раз я провела в Грозном всего сутки. Обычно поездки в эти края связаны с интервьюированием людей, о судьбе которых даже страшно думать. Работа эта требует ясной головы и железобетонного спокойствия. Потому заранее ставишь перед собой стенку. Заранее готовишь себя к тому, что увидишь и услышишь. Так бывает обычно, но в последний раз дела мои были чисто технического свойства – зайти в пару мест, обсудить какие-то планы, передать бумажки.

И я неожиданно оказалась внутренне не готова к тому, что встретив случайно старую знакомую и сказав, обнимая ее: “Что-то ты неважно выглядишь. Очень устала? Или у вас тоже эпидемия гриппа?” - услышала в ответ: “Нет-нет. Здорова. Просто зятя убили неделю назад. И знаешь, так жестоко. Я не думала, что так жестоко бывает”.

Не готова к беспокойству в глазах грозненских друзей, узнавших, что я не успеваю до вечера переделать свои дела и должна переночевать в городе.

Не готова к тому, что после наступления темноты люди, закрывшись в своих квартирах, ждут, когда за ними придут, привычно прислушиваются к шорохам на лестнице. И ты прислушиваешься вместе с ними.

***

Медленно и постепенно грань между Москвой и Грозным становится все более размытой. То, что раньше было только там, теперь встречаешь в своем городе сплошь и рядом. Недавно, в центре Москвы, бредя к метро по Сретенскому бульвару, увидела двух амбалов в камуфляжной форме с автоматами, в развалку идущих посередь дороги. А подруга, помнится, рассказывала, что рядом с ней в автобусе уселся двенадцатилетний пацан в камуфляже и на ее изумленный вопрос: “А почему, мальчик, ты так странно одет?” -- пробурчал: “Мама на базаре купила. Говорит, ткань дешевая и немаркая”.

Когда из Чечни приезжают друзья, заранее ждешь нехороших историй. Задержания на улице. Приводы в милицию. Отсутствие регистрации грозит катастрофой. А если все документы на месте, то они, уж конечно, фальшивые. Зная, что гость передвигается по городу, не можешь стряхнуть с себя напряжение. Если по тем или иным причинам не в состоянии отслеживать ситуацию сам, перекладываешь ответственность за гостя на другого. “Запиши номер мобильного - и, пожалуйста, звони каждые час-полтора. А то как-то беспокойно”. Основное желание - ни на секунду не выпускать “гостей нашего города” из виду и никуда не отпускать одних. То есть делать все то же самое, что делают они, когда я приезжаю в Грозный. Но ведь там – другое дело. Там – война. А у нас? У нас – тоже… Как составная часть стабилизации, нормализации, дечеченизации… и далее – по тексту.

Говорят, когда-то по Москве ходил другой анекдот: патриарх Пимен пишет диссертацию “О возможности конца света в одной отдельно взятой стране”. Не пропустить бы…

Локшина Татьяна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).