Письмо художника Константина Сутягина
Привет, Олег!
Я тут написал небольшой текст-анкету. Интересно, есть ли у него практическое применение?
На первый вопрос нужно ответить не раздумывая, только прислушиваясь к себе, к своим эмоциям, – приятно или не приятно.
Теперь нужно прочитать эти несколько строк, а в конце ответить на еще один вопрос.
"Русский язык как идея национального объединения"
Смысл французского языка вовсе не в том, чтобы дать возможность общения алжирцу с вьетнамцем.
Русский язык существует тоже не только для того, чтобы татарин, бурят и карел имели площадку для диалога. Уровень: "почем хурма?" – для объединяющей идеи все-таки недостаточен.
Средство (язык) может быть целью, только если мы видим в нем мистическую (поэтическую) суть, берем его в абсолюте, – только тогда средство и цель сливаются.
Язык как мистическая идея существует для описания проблем бытия, как они понимаются тем или иным народом. "Я – Россия – Бог: кто из нас существует?" В этом и заложена внутренняя идея-энергия русского языка – в ощупывании этой темы с разных сторон, в "оговорках", уклонении, "забалтывании" и, наконец, в борьбе ней. Именно поэтому невозможна "российская философия" – только русская, как невозможна "европейская философия" – только немецкая, английская, французская.
Как только татарин, бурят, карел поймут-почувствуют эту главную суть русского языка, в тот же момент они станут не русскоязычными, но русскими.
"Россия – для русских!"
А что? Почему бы тогда и нет? Язык земли. При этом понятие "русский", разумеется, нужно толковать расширительно, в имперском, а не в медицинском смысле. Сын русских родителей не обязательно автоматически становится русским (и наоборот).
Дорасти, стань русским – Багратион, Левитан, Франк, Струве – и вот тебе Россия. Всем остальным – по остаточному принципу.
"Русский национализм"
Бывает латышский национализм, еврейский национализм, грузинский, украинский. Имперский народ не может быть националистом.
Рост "русского национализма" вызван именно тем, что народ перестает быть имперским, перестает ощущать себя великим. С ослаблением "русской идеи" автоматически начинает расти русский национализм.
"Имперский национализм"
Каждый американец страшно гордится тем, что он американец.
Каждый переехавший во Францию алжирец, сенегалец, поляк, даже русский изо всех сил хочет, чтобы его там считали за настоящего француза. Он копирует манеры, пытается говорить по-французски без акцента, гордится французской культурой, наукой, армией – как своими собственными, потому что абсолютно точно убежден (убедили), что они сильнее, красивей, правильнее, чем, соответственно, культура, наука, армия, манеры и язык его родной страны. Очарование французской культуры настолько велико (мощная идеологическая машина, плюс выгоды, связанные с получением хорошей работы, плюс общественное мнение и прочие спецтехнологии), что эмигрант часто готов заново родиться. А уж дети-то его, рожденные во Франции, – сразу французы.
И только когда говоришь, что вот, хорошо бы и у нас сделать статус "русского" безумно привлекательным для всех (в том числе и не русских по крови), – поднимается дикий вой. "Быть русским! Мерзость какая!"
"Кондопога"
… все наложилось на обычный российский бардак – нельзя не признать, что большинство отнеслось к погромам на рынках с симпатией. Дескать, наконец-то. А суть в том, что русский, который вроде бы чувствует, что это его страна, что он здесь всегда был самым уважаемым человеком, "самым-самым", "самым лучшим", "самым добрым", "самым сильным", "самым культурным", "самым талантливым", "самым великим", вдруг оказался абсолютно никем (даже слово "русский" стали стесняться говорить).
Русский человек, будучи "самым-самым" (по крайней мере, самым многочисленным), попросту исчез с карты России. Есть от чего возникнуть комплексу неполноценности.
Ну а когда "неполноценность", то хочется ее чем-нибудь компенсировать. Хотя бы по морде дать.
Неприличные слова "русский", "русская идея" и "русский мир" отдали фашистским сайтам, и те тут же наполнили их дешевым содержанием.
"Россияне"
В энергетическом смысле это гораздо слабее, чем "русские", не так притягательно. Эмоционально за этим словом стоит только опухший Ельцин, поздравляющий с Новым годом.
Россияне еще не совершили в этом мире ничего великого, чтобы изо всех сил хотелось ими стать (мелкого, пошлого, дрянного – уже успели). Даже слово "советский" обладает гораздо большей мощью, рождающей, толкающей вперед.
Что такое "россиянин"? Если это новый народ, то каковы его признаки? Какова его культура, философия, каковы его понятия о жизни, его эстетические пристрастия, наконец?
"Российская культура".
"Российская литература".
"Великий российский живописец Андрей Рублев".
Или "россияне" – это просто люди, у которых в кармане паспорт РФ? В этом случае, если повезет и дела пойдут по-другому, то они могут получить паспорт США (Франции, Израиля, Германии и т.д.) и автоматически "россиянами" быть перестанут.
"Россиянин" – это человек без опознавательных признаков, соблюдающий законы, действующие на данной территории в настоящее время.
И вот теперь снова ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Вот, такой текст-тест, интересно, сохранило ли слово "русский" свой прежний имперский магнетизм или уже "остыло"? Можно с ним работать или пора выбросить?
Честное слово, сам не знаю: вдруг это я просто себе напридумывал, а все на самом деле совсем не так? Сейчас, как "неравнодушный человек", занят тем, что провожу "социальный опрос" всех своих знакомых, и хотелось бы расширить базу.
Кстати, а тебе самому как приятнее – когда тебя кем называют?