будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна

Россия-Индия: к новой парадигме военно-технического сотрудничества

В последнее время одной из активно обсуждаемых тем многих визитов на высшем уровне является военно-техническое сотрудничество. «Полит.ру» попросило прокомментировать с этой точки зрения итоги поездки президента России Владимира Путина в Индию и перспективы дальнейшего сотрудничества двух стран директора Центра АСТ, издателя журнала "Экспорт вооружений" Руслана Пухова. Интервью взял Иван Гринько.

Каковы итоги поездки президента В. В. Путина в Индию в сфере оборонно-технического сотрудничества?

В настоящее время подписан меморандум о понимании между Россией и Индией в производстве многофункционального транспортного самолета, так называемого MTA (Multi-Role Transport Aircraft), который будет делаться в интересах Индии и Российской Федерации, а также продвигаться на рынок. Успешно прошла первая стадия переговоров по вхождению индийцев в работу над самолетами пятого поколения.

Много говорилось о том, что от победы в тендере на поставку истребителя МИГ 35 для индийских ВВС зависит чуть ли не будущее российской авиации. Насколько в этом отношении продвинулось наше сотрудничество с Индией? Каковы шансы на победу в этом тендере?

Судя по тому, что мы подписали протокол по MTA и у нас продвинулись переговоры по самолетам пятого поколения, шансы выиграть тендер на 126 самолетов чрезвычайно высоки. Учитывая также, что лоббируют это лично президент России и министр обороны. Поэтому при условии, что они будут покупать такие самолеты и что этот тендер не аннулируется, наши шансы высоки.

А в целом насколько выгодна Российской Федерации политика, которой придерживается Индия во взаимоотношениях со странами-поставщиками вооружений?

После окончания Холодной войны рынок вооружений очень тяжел и депрессивен – в том смысле, что продавцов много, а покупателей мало. И диктует свои условия тот, кто покупает вооружение, потому что системы очень дорогие, продвигать их сложно и, если кто-то просит оффсеты, то их приходится выполнять, в том числе таким «великим и ужасным» государствам, как США, которые оффсеты терпеть не могут в принципе (оффсетные сделки – форма «встречной торговли», сделки, обремененные компенсационными условиями, например, обязательствами по инвестициям в экономику страны-импортера, выполнением части работ ее предприятиями, передачей технологий и т.п. - Полит.ру). Так что это правила, которые нужно соблюдать.

Основные конкуренты России на индийском рынке – это Израиль и Франция. В чем наши преимущества и недостатки?

Израиль делает акцент на компьютерные системы вооружений, то есть интеллектуальную начинку, беспилотные летательные аппараты – те системы, в которых нам зачастую нечего предложить, поэтому здесь мы проигрываем. Что касается Франции, то основная причина, по которой мы проиграли в тендере на поставку подводных лодок, – отсутствие у нас неатомных подводных лодок с воздухонезависимыми энергоустановками. У французов же было что предложить.

Каковы перспективы по неавиационной части экспорта российских вооружений? Насколько реальна информация о закупке у России атомных подводных лодок проекта 971?

Это не закупка, а лизинг. Стороны упорно отрицают эти контракты, но по ряду косвенных признаков можно заключить, что переговоры если не завершены, то близятся к завершению.

А системы ПВО, которые активно экспортирует Россия?

Вы знаете, в данный момент Индия не проявляет большого интереса к системам ПВО для сухопутных войск, и Россия, как мне кажется, не особенно старается продвигать, например, ту же систему С-300. Это связано с тем, что «Алмаз-Антей» сейчас уже чрезвычайно загружен контрактами на поставку систем С-300.

Каковы перспективы нашего сотрудничества с Индией в военно-технической сфере и что мешает его дальнейшему развитию?

Перспективы следующие: надо переходить от торговой парадигмы к операционной, то есть помимо «Брамоса» и МТА нужно создавать другие совместные предприятия, которые будут производить вооружение на экспорт в интересах обеих стран.

Что мешает? Я думаю, в значительной степени забюрократизированность, а также отсутствие хороших менеджерских команд с обеих сторон – мало менеджеров, которые могут грамотно управлять этими программами.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).