Россия выходит из совместного с Украиной проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. На пресс-конференции в Баку вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов объяснил это тем, что проект уже устарел. «Проект Ан-70 ведется по техзаданию, составленному в 1984 году, и конца этому не видно», – сказал Иванов. «Что будет дальше – посмотрим. И по этому вопросу будет сделано отдельное заявление», – отметил он.
Накануне министр обороны Украины Анатолий Гриценко в ходе встречи с Сергеем Ивановым сказал, что «наступила полная ясность – российской стороной одобрено решение о том, что она выходит из проекта».
По словам Гриценко, руководители оборонных ведомств двух стран договорились, что этот выход будет осуществляться с участием экспертов, способных урегулировать вопросы финансирования и интеллектуальной собственности. Он считает, что Украина в дальнейшем сможет самостоятельно дорабатывать проект.
О том, что Россия собирается выйти из проекта Ан-70, впервые стало известно еще около двух месяцев назад. Главком ВВС РФ Владимир Михайлов тогда заявлял, что Россия отказывается от программы производства вместе с Украиной самолета Ан-70. Ссылаясь на слова Сергея Иванова, Михайлов сказал, что самолет Ан-70 вышел в разряд тяжелых самолетов, а подобный, но лучший транспортник у нас есть свой – Ил-76.
Со своей стороны украинская сторона уже давно выражала недовольство слабой заинтересованностью России в проекте и заявляла о готовности к поиску новых партнеров по проекту. В их числе назывались, в частности, компании Airbus и Boeing. А министр промышленной политики Украины Владимир Шандра заявлял, что задолженность по данному проекту со стороны России составляет около $40 млн и при дальнейшем сотрудничестве с Украиной Россия должна будет погасить этот долг.
К созданию самолета Ан-70, призванного заменить Ан-12, в СССР приступили 20 лет назад. После распада СССР Москва взяла на себя обязательства по финансированию проекта в размере 72%, а Киев – 28%. При этом Россия и Украина должны были стать крупными заказчиками Ан-70, закупив для своих ВВС соответственно 164 и 65 машин. Однако дело не шло. К 2006 году было построено три самолета для испытаний, из которых один разбился в феврале 1995 года под Киевом, второй потерпел аварию в январе 2001-го под Омском. Сначала планировалось развернуть сборку Ан-70 на авиазаводах в Киеве и Самаре, затем последнюю заменили Омском. Но в России ни одного, даже опытного самолета до сих пор не построено. А планировавшиеся Москвой к поставке в Чехию в счет погашения госдолга три Ан-70 были в прошлом году заменены на три Ил-76МФ. Кроме того, в 2002 году от использования адаптированного под условия НАТО Ан-70 в пользу европейского А400М отказался Североатлантический альянс. В настоящее время лишь киевский завод «Авиант», в соответствии с заключенным в 2001 году контрактом, ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для украинских ВВС. Всего Минобороны Украины заказало десять машин, которые должны быть выпущены до 2010 года.
В июле 2003 года в Генштабе ВС РФ дальнейшую работу над российско-украинским проектом Ан-70 сочли бесперспективной. По мнению Генштаба, в ходе работы над этим проектом выявились существенные недостатки, основным из которых является полное изменение тактико-технического задания, которое было разработано в конце 70-х годов прошлого века. Речь уже не идет о современном среднем военно-транспортном самолете, способном садиться на грунт и короткую полосу. За это время проект Ан-70 превратился в тяжелый самолет, который пользуется такой же полосой, как имеющийся у России Ил-76.
За все время Ан-70 совершил всего два-три подъема в воздух, причем все они закончились плачевно – в ходе испытаний были зафиксированы 135 отказов двигателей, к тому же эти двигатели не проходят по европейским параметрам шумовых критериев.
Дополнительно на решение России выйти из проекта могло повлиять и стремление Украины вступить в НАТО – это подталкивает Москву к постепенному свертыванию военного и военно-технического сотрудничества с Киевом.