В "Коммерсанте" - интервью В.Мединского. Оно типа имиджево-ситуационно-отчетное и непонятно - к чему бы это, собственно? Разве что, сформулирован смысл культурной политики: "вырастить поколение победителей". Еще сообщено, что Россия мало того, что не "не Европа", она сейчас куда более европа, чем Европа сама.
Понять все это нельзя, остается только запомнить, хотя тоже неизвестно зачем. Впрочем, с самого начала там все нарративненько. Вопрос: "Насколько реально, по вашему мнению, введение санкций против России со стороны западных стран в области культуры?"
В ответ сообщается, что это – безумие, потому что "недавно в Америке триумфально выступал наш ансамбль народного танца, планируются большие гастроли Михайловского театра, с неизменным триумфом — Валерий Гергиев, список можно продолжить…" Список был продолжен недальновидностью запрета "на въезд некоторых российских музыкантов на фестиваль «Новая волна» в Юрмале". То есть, высокая искусствокультура и та, что пониже, были всецело уравнены в данной рамке. Конечно, это демонстрирует широту понятия культуры в представлении министра.
Европа
Вопрос: "… тезис «Россия — не Европа» остается для вас актуальным?" Ответ:
"— Во-первых, никогда этого не утверждал. Во-вторых, чем больше русский любит Россию, тем ближе для него традиционная Европа. Вспомните Пушкина: главный европеец в России — это государство.
Подлинными европейцами были многие наши императоры, начиная с «рыцаря на троне» — Николая Павловича. И сегодня во главе России — после векового перерыва — вновь стоит русский европеец".
Это не все, ниже будет еще так:
- "Боюсь, в современном мире мы в духовном и культурном плане тоже становимся более традиционалистами-европейцами, чем сами граждане Евросоюза, значительная часть которых убеждена, что Рафаэль — это одна из черепашек-ниндзя".
Это к тому что Россия будет улучшенной Европой: "Мы не имеем права вываливать на россиян фотовыставки анусов или перформансы голых «художниц», рожающих яйца с краской (как случается в современной Европе). Да и прочие псевдокультурные продукты, эстетизирующие извращения, наркоманию, суицид…"
Так что это все гегелевское отрицание отрицания. Отрицая Европу в ее нынешнем виде ("не Европа"), Россия – точнее, государство Россия ("вспомните Пушкина: главный европеец в России — это государство"). Россия становится более Европой, чем сама она. Что касается цитируемого Пушкина, то любопытно, что Мединский думает именно об этой фразе (исказив, конечно, до изумления). Фраза выдрана им из письма к П.Чаадаеву от 19 октября 1836 г. и там иначе: "Надо было прибавить (не в качестве уступки, но как правду), что правительство все еще единственный европеец в России. И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто крат хуже. Никто не обратил бы на это ни малейшего внимания".
Зато эти слова годятся и как возможный сценарий: можно ж еще и дустом попробовать, все равно никто внимания не обратит, да. Впрочем, что ж тут анализировать пословно, все это исходно написано по французски: " Il fallait ajouter (non comme concession, mais comme vérité) que le gouvernement est encore le seul Européen de la Russie, et que tout brutal et cynique qu’il est, il ne tiendrait qu’à lui de l’être cent fois plus. Personne n’y ferait la moindre attentation."
Вырастить победителей
Сформулировано так: "Задача современной культурной политики — вырастить в России «поколение победителей»". По сути новости тут нет, уже и в мае стало ясно, что готовится не документ о культурной политике, но идеологическая бумага. Но, конечно, здесь любопытно, кого Мединский хочет победить. "Коммерсанту" это тоже интересно: "Что вы имеете в виду, когда предлагаете начать выращивать «поколение победителей»?" Ответ развернутый.
"… - Какое главное изменение мы видим в России в эпоху Путина? То, что Россия начала побеждать. Несколько десятилетий мы не побеждали — нигде. Привыкли к поражениям, чаще — к унижениям. Даже стал вырабатываться тип постсоветского человека — аутсайдера. Плюс псевдоинтеллигентская ересь, что православие — религия лузеров. Да ничего подобного! Православие призывает человека одерживать победы на каждом шагу, всю жизнь. Христианство требует от человека решительной победы над собственными слабостями. Над эгоизмом, ленью, унынием.
При Путине совершился именно этот поворот русской истории: Россия начала побеждать свои слабости. А ведь русскому человеку главное — поверить в свои силы. Спрыгнуть с печи, где сиднем — 33 года…
Даже враги чувствуют, что Путин исполняет миссию. Не просто вытащил страну из девяностых. Он дал реальный образ будущего, где Россия — страна победителей".
Обширно, но тема осталась нераскрытой (тема врагов, которые даже тоже чувствуют, – также), "Коммерсант" делает еще одну попытку, "О каких именно победах вы говорите?"
"— Для великого народа нет ничего более мучительного, чем память о победах «былых времен» — при отсутствии побед в настоящем. Без надежды на будущее.
Сейчас со стороны может показаться, что Россия в XXI веке вошла в фазу какого-то невероятного везения. Увеличение рождаемости и снижение смертности, рост личного достатка граждан.
Никогда в истории граждане России не жили столь зажиточно — и при том столь свободно. Мир на Кавказе. Постоянный рост зарплат военных, учителей, врачей, теперь наконец и работников культуры.
А триумф в Сочи?! Вспомните поистине невообразимую тройную победу наших лыжников в последней гонке последнего дня Олимпиады.
А Крым? Никто и мечтать не мог".
Теперь ясно. Победы - это постоянный рост зарплат военных, учителей, врачей и работников культуры, "поистине невообразимая тройная победа наших лыжников в последней гонке последнего дня Олимпиады", а также и Крым. Последний пункт уже как бы намекает на этих самых врагов.
Но при этом "чем больше русский любит Россию, тем ближе для него традиционная Европа". Таким образом, все эти победы именно что внедряют Россию в Европу, а не всякие иные отношения со странами ЕС.
Все красиво, разве что есть некоторая проблема с аргументацией, которая все время сворачивает на политику: "Я убежден: беснование наших противников усиливается именно потому, что сегодня Россия морально сильнее. Мы везем гуманитарную помощь — параноикам видится военный конвой. Если вместе с детским питанием и лекарствами мы повезем в Донецк Кубанский казачий хор и «Бурановских бабушек» — они скажут, что это замаскированный русский спецназ для наступления на Львов".
Но это же мило, когда министр культуры России точно знает, что именно было внутри фур с гуманитарной помощью.
По поводу отдельных частностей
Величие России: "Замечу, что жизнеспособность нашей державы, которая ни разу за последние шесть веков, со времен преподобного Сергия Радонежского, не утратила своего суверенитета, совершенно уникальна".
Состояние турбизнеса: "Надеюсь, всем понятно, что персонально страховать туристов и отвечать за их выбор и риски — не государственная задача. Это бизнес, здесь работают законы свободного рынка. Туристический рынок перегрет, цены демпинговые — и коллапсы закономерны".
Туризм в Крыму: "Турист из России совершенно другой. Тратит деньги другого порядка. Если останавливается в гостинице, требует другого уровня комфорта. Он уже избалован Турцией, не говоря о Сочи, и готов платить за сервис".
Запреты того-сего Минкультом: "Во-первых, Минкультуры не имеет ни времени, ни права, ни желания что-либо запрещать — спектакли, выставки, фильмы и так далее. Мы можем лишь отказать в государственной поддержке. Не более".
Экспертные советы: "Эксперты сдружились меж собой, а также с чиновниками, привыкли голосовать единогласно. В этом году мы обновили состав министерских экспертных советов по театру и современному искусству. Но я бы, честно говоря, добавил в каждый совет еще по паре многодетных матерей".
Еще о Макаревиче: "Знаете, мне больно об этом говорить. Мое поколение выросло на его песнях. Впрочем, никто бы никогда не обратил внимания на эти его концерты (в Святогорске) , если бы не предшествовавшие постоянные политические заявления музыканта против всего: выборов, Крыма, «Новороссии», политики на Украине. Видимо, у народа накопилось…"
Вероятно, воспринимать все это следует медитативно, удерживая в уме все эти пункты одновременно и, упс... все и сложится в единую картину. Да, непросто, но у Мединского же получается, не так ли?