Cегодня в Россию по приглашению президента Владимира Путина с четырехдневным визитом приезжает президент Сирии Башар Асад. Оба лидера поспешили развеять неясность вокруг главной интриги – возможных поставок российских вооружений в Сирию, о чем недавно сообщалось как о международном скандале, могущем серьезно осложнить отношения между Россией и Израилем. Сирийский президент заявил, что вопрос о приобретении Сирией российских ракет не будет обсуждаться в Москве. По словам сирийского президента, он обсудит с президентом Владимиром Путиным ситуацию в Ираке и проблемы международного терроризма.
На прошлой неделе Владимир Путин пообещал премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону, что в ходе предстоящего визита Асада, Москва не станет заключать с сирийской стороной сделку на поставку высокоточных оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-Э", способных поражать любые цели на территории Израиля. Некоторое время назад Сергей Лавров заявил, что "никогда в военно-техническом сотрудничестве с Сирией Россия не выходила за рамки международных обязательств, никогда не поставляла оружие, которое запрещено международными обязательствами, либо то, которое в тех или иных количествах дестабилизировало бы ситуацию в регионах конфликтов".
Кроме сообщений о комплексах "Искандер-Э", появились сведения и о том, что Дамаск может получить от Москвы усовершенствованные ПЗРК "Игла-СА-18", что может поставить под угрозу полеты израильской авиации над приграничными районами Сирии и Ливана. Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что эта сделака вряд ли состоится.
Тем не менее дружба с режимом Башара Асада, обвиняемым в поддержке международного терроризма, может изрядно испортить реноме России на международной арене. Однако этот аспект также учтен в стратегической разработке Москвы. В намеченной к подписанию в ходе нынешнего визита совместной декларации содержится сенсационный пункт о согласии Сирии на переговоры с Израилем без каких-либо предварительных условий. Во-вторых, Москва возьмет на себя роль контролера за сирийскими военными программами, с тем чтобы не допустить производства оружия массового уничтожения. В-третьих, сближаясь с Дамаском, Москва может внести и свой вклад в борьбу с терроризмом, убедив сирийцев сократить поддержку исламских экстремистов на юге Ливана. В-четвертых, благодаря российскому влиянию Сирия выведет часть своих войск из Ливана, выполнив тем самым резолюцию Совета безопасности ООН № 1559. Наконец, есть и еще один момент: сближение с сирийцами может вывести Москву на прямые контакты с центрами исламского экстремизма. По мнению некоторых аналитиков, при таком раскладе Россия смогла бы решить различные вопросы, в том числе и связанные с Чечней.
Для реализации всех этих планов Москва, по данным «Коммерсанта», готова списать $10 млрд. из $13 млрд. сирийского долга. Именно такую цену придется заплатить за то, чтобы Россия заняла подобающее место на Ближнем Востоке и через это вернула статус супердержавы.