будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна

Россия устала от неврастеников

Россия устала от неврастеников
neshadin

О ближайших действиях кабинета Михаила Фрадкова и о социальном смысле назначения нового премьера главный редактор «Полит.ру» Виталий Лейбин расспрашивал исполнительного директора Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей Андрея Нещадина.

Сегодня мы публикуем заключительную часть этой беседы. См. также первую часть интервью – «Государство не хочет собирать налоги».

Насколько нынешний высший административный класс остался в традиции и инерции номенклатурных групп советского периода?

К сожалению, нет. Получилась очень дурная вещь.

Все крупные решения готовились союзными министерствами и Советом Министров СССР. В ноябре 1991 – январе 1992 года молодая неокрепшая российская демократия начала разгонять союзные министерства. А российские министерства либо создавались с нуля, либо строились на базе министерств РСФСР.

Союзные министерства с наиболее квалифицированными работниками просто расформировывались. Их сотрудники быстро нашли себе в коммерческих структурах.

Но юмор состоит в том, что Горбачев как раз готовил резкую смену кадрового состава именно в Союзных министерствах. Там уже начала срабатывать система резерва, и на большие должности выходили 30-40-летние люди с нормальным образованием, с опытом работы, с новым пониманием системы. И эти кадры были вымыты в первую очередь. Легче всего их сейчас встретить в банках и т.п. В общем, я и сам уже в 1989 году был в номенклатуре, мне было 39 лет.

Сейчас в министерствах следующие типы людей. Есть группа народа, которая работала еще при Брежневе, пенсионного возраста. Они сидят где-то начиная от должностей начальника департамента министерств и ниже. Для них это имеет смысл, у них 10-15 лет стажа, они получают премию за выслугу, и будут пенсию получать - 70% от оклада.

Кроме того, имеется слой молодых ребят, которые приходят в министерства, чтобы организовать связи и «свалить» в коммерческие структуры. Как это не парадоксально, государева служба сложнее коммерческой - там слишком много ограничений и решения надо искать в более узких формах.

Люди, с которыми можно иметь профессиональные разговоры – это начальники департаментов.

Все, что выше – это люди, которые опыта административной работы не имели до этого и руководствуются своими, часто странными, представлениями.

Но Фрадков – это советская номенклатура?

Да, Фрадков – это советская номенклатура, и если смотреть по биографии, прошел неплохую школу.

Что это была за внешнеторговая номенклатура, чем она отличалась идеологической или краснодиректорской?

Внешнеторговая номенклатура была очень разной – это не МИД, здесь нельзя было быть идиотом. Помимо общих знаний мировой экономики нужна практика, еще какое-то дополнительное образование. Нельзя было работать в техэкспорте, не имея нормального механического образования.

На сегодня вся эта система воспроизводства кадров разбита. Раньше была система ротаций: брали начальника цеха, делали его главой комсомольской организации, учили, потом возвращали на предприятие, потом забирали в министерство, либо передвигали на партийную работу. Чередовалось производство и партийное строительство. Потом уже окончательное образование – Академия народного хозяйства, например.

Людей, которые никогда не работали в аппарате, аппарат либо ломает через 2-3 месяца, либо они пытаются сделать то, что в аппарате сделать невозможно.

Есть ли в назначении фигуры Фрадкова логика обращения к ресурсам советского аппарата?

Конечно.

Россия, она по-другому не может: если у нас либерал, то образца Хакамады, если консерватор – то типа Зюганова. Но нам сейчас нужен консервативный либерализм! Национальный.

В отдельных местах мы слишком залиберизовались, например в алкогольной промышленности. Со времен Александра III всегда у нас была монополия, и в большинстве стран - тоже. Где-то нужна дальнейшая либерализация, например, в налоговой сфере. Но давайте дальше либерализовывать ЖКХ – получится бред, отпустим цены на хлеб – тоже.

Что касается эпитета национальный…

Интересы России.

Нет, я не об этом. В 90-е годы правительство регулярно прислушивалась к Западу, многое успешно лоббировалось через правительство. Что изменилось сейчас, какую роль здесь играет европейский опыт Фрадкова?

Остатки западного влияния есть.

Но опять. Если ты говоришь, что ты за вступление в ВТО, конерваторы говорят, что крыша поехала, когда говоришь, что не любой ценой, тогда либералы говорят, что ты последняя сволочь. Это ведь еще разобраться надо. Россия устала от неврастеников. Нужен нормальный спокойный человек. Нормальную либерализацию сделал Примаков – он заставил управленцев не психовать. Один неврастеник дефолт устроил, а потом сказал, что если бы не этот дефолт, то мы бы в нищете все жили… А что, нельзя было сделать плавающий курс рубля за четыре месяца до этого? Мне нравится высказывание Владимира Мау, мол, о чем речь, вы сделали так, как мы и планировали в начале девяностых, только ушло на это не 2 года, а 7 лет. Правильно, но есть вопрос, какую цену за это заплатили.

Откуда известно, что Фрадков не неврастеник?

Далеко не неврастеник, сталкивался я с ним еще с 1993 года. Это человек, который не принимает серьезных решений наобум, всегда долго советуется. Это такой европейский, вернее евро-советский специалист.

Подведем итоги нашего разговора. Новое правительство ничего радикального не сможет предпринять в ближайшие погода – год.

Полгода, больше никто не даст.

Те решения, которые были приняты старым правительством…

Они могут быть скорректированны, но не изменены.

Решение по единому социальному налогу уже принято?

Варианты подготовлены, но будут ли приняты – неизвестно.

А опасения, что будут закручиваться гайки по налоговым вопросам, скорее необоснованы?

Обоснованы. Будут закручивать гайки, только плохо будет получаться.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).