Россия все-таки вступила в грузино-осетинскую войну. Сначала корреспондент Первого канала сообщил в прямом эфире, что российская бронетехника вошла в Южную Осетию – самопровозглашенную республику, которая формально является территорией Грузии. То же самое со ссылкой на очевидцев подтвердили и российские информационные агентства – российские танки движутся на Цхинвали. РБК сообщило, что на территорию Южной Осетии вошли подразделения 58-й армии Северо-Кавказского военного округа. В составе колонны – танки, самоходные артиллерийские установки и другое вооружение. По разным сообщениям, в колоне приблизительно 150 единиц бронетехники.
Пресс-служба Министерства обороны РФ подтвердила, что в Южную Осетию направлено дополнительное военное «подкрепление для прекращения кровопролития» в помощь миротворцам. «Безнаказанной гибели наших соотечественников и миротворцев на территории Южной Осетии мы не допустим», – заявили в Минобороны.
Ранее практически то же самое сказал президент РФ Дмитрий Медведев. Он фактически пригрозил Грузии войной, заявив, что виновные в агрессии против российских граждан на территории Южной Осетии «должны понести заслуженное наказание». «В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, как президент РФ, я обязан защитить жизнь и достоинство российских граждан, где бы они не находились», – сказал Медведев.
Утром в пятницу, в разгар штурма грузинские войсками Цхинвали, командование российских миротворцев в Южной Осетии заявило, что грузины ведут прицельный огонь по постоянному месту дислокации российских миротворцев в Цхинвали, есть прямые попадания в казармы артиллерийских снарядов или ракет. В результате есть убитые – по последним, но не окончательным данным, более 10 человек, еще около 30 ранены. Кроме того, есть погибшие среди мирного населения Южной Осетии, но сколько их – никто пока не знает. 97% жителей которой имеют российские паспорта.
Попутно набирает обороты российско-грузинская информационная война. Канал «Вести», в свою очередь, сообщил, что в результате бомбардировок грузинской авиации в Наурском районе погибла группа югоосетинских женщин и детей. Грузинские СМИ сообщают, что российские боевые самолеты наносят воздушные удары по грузинским позициям в Цхинвальском регионе, они осуществляют бомбардировки грузинских сел с интервалом в каждые 20 минут, ранены пять грузинских военнослужащих. Более того, по утверждению грузинской стороны, российские самолеты разбомбили авиабазу Вазиани в 25 километрах от Тбилиси. «Раненых нет, но несколько зданий разрушено... Они нам объявили войну», – сказал агентству Reuters секретарь Совета национальной безопасности Грузии Каха Ломая.
Россия осуществляет против Грузии военную агрессию, заявил в пятницу на заседании бюро парламента спикер парламента Давид Бакрадзе. «Грузия находится в условиях осуществления военной агрессии со стороны России. Согласно статье 51 Устава ООН мы имеем право принять все меры, чтобы защитить суверенитет страны и наше население. Грузинское государство примет все эти меры», – сказал Бакрадзе.
Ранее в пятницу президент Грузии Михаил Саакашвили объявил всеобщую мобилизацию. «В Грузии объявлена и продолжается всеобщая мобилизация сил резервистов. Только так мы сможем спасти нашу страну», – заявил он. В ходе подготовки сил резервистов в течение последних лет было обучено и записано в резерв более 100 тысяч человек. Подготовку проходили лица от 25 до 45 лет.
МИД Грузии обратился к мировому сообществу с просьбой защитить ее от действий России. Министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили призвала зарубежные страны оказать давление на Москву, дабы прекратить «прямую военную агрессию» на грузинской территории. А Михаил Саакашвили в эфире CNN сказал, что «Россия ведет против нас войну на нашей собственной территории, и мы занимаемся самообороной против большого и могущественного соседа».
Напомним, в ночь на 8 августа грузинские войска начали обстрел Цхинвали из установок «Град» и минометов, затем последовал штурм. Утром обстрел возобновился с новой силой, с использованием артиллерии и авиации, которая атаковала также югоосетинские села. Грузинские войска заняли прилегающие к Цхинвали села и вошли в столицу непризнанной республики. В течение всего дня город подвергался массированному обстрелу и, по словам беженцев, прибывших в российскую Северную Осетию, от него мало что осталось.
В середине дня власти Грузии объявили трехчасовой мораторий на стрельбу в Цхинвали и организовали коридор для выхода из города, сообщил мэр Тбилиси Гиги Угулава.
Фактическая война началась вскоре после примирительного заявления грузинского президента Михаила Саакашвили, которое он сделал вечером 7 августа после нескольких дней противостояния на грани войны. В обращении к народу Грузии Саакашвили заявил, что несколько часов назад отдал приказ всем грузинским вооруженным подразделениям не открывать ответного огня в зоне конфликта в Цхинвальском регионе. Он предложил Южной Осетии «неограниченную автономию», гарантом которой будет Россия, и вдобавок заявил, что согласен на переговоры об этом в любом формате. Заявление Саакашвили вроде бы разрядило обстановку. Как оказалось, лишь на время.
Объяснение последовало традиционное. Грузинская сторона заявила, что была вынуждена отказаться от моратория на ведение огня и открыть ответный огонь после непрекращающегося обстрела грузинских сел югоосетинскими формированиями. Утром в пятницу премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе на чрезвычайном брифинге сказал, что грузинская сторона была вынуждена действовать решительно и начать действия по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта. «Эти действия будут продолжаться до тех пор, пока в регионе не будет установлен окончательный мир и порядок», – сказал грузинский министр. Вместе с кнутом был обещан и пряник: по словам министра, правительство Грузии выделит Южной Осетии более $35 млн для реабилитации инфраструктуры и предотвращения гуманитарной проблемы. Гургенидзе повторил слова Сааакашвили о том, что грузинская сторона готова предложить Южной Осетии статус неограниченной автономии в составе Грузии. Также он заявил о готовности объявить уголовно-правовую амнистию для представителей властей Южной Осетии.