Ростовский областной суд вынес обвинительный приговор двум несовершеннолетним девушкам, утверждающим, что они убили парализованную женщину из жалости. 17-летняя Кристина Патрина и 14-летняя Марта Шкерманова приговорены соответственно к 5 и 4,5 годам лишения свободы. Девушки будут отбывать наказание в воспитательной колонии.
Две школьницы из Волгодонска – Кристина Патрина и Марта Шкерманова – обвинялись в том, что летом 2004 года задушили 32-летнюю Наталью Баранникову, страдавшую от полученной в результате аварии травмы. Обвиняемые утверждали, что парализованная женщина сама попросила девушек лишить себя жизни. В качестве оплаты девочки взяли золотые украшения в указанном женщиной месте, позже они выручили за них 4 750 рублей.
Суд признал девушек виновными по статье 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Как пояснили в суде, понятие «эвтаназии» в нашем законодательстве отсутствует. И вообще, это первый случай помощи в добровольном уходе из жизни в России, попавший в суд.
Прокурор требовал для них по 7,5 лет. Свою позицию он обосновывал тем, что, по его мнению, в рамках судебного разбирательства была доказана вина обеих подсудимых. Гособвинитель упирал на тот факт, что «убийство было совершено только потому, что девочкам было обещано вознаграждение». Адвокаты же просили оправдать их подзащитных или не назначать наказание, связанное с лишением свободы. По мнению защитников, единственным мотивом для убийства было «желание избавить тяжело больного человека от мучений», а, кроме того, больная женщина «осознанно приняла решение уйти из жизни и имела право на эвтаназию». В последнем слове подсудимые попросили прощения у родственников убитой, и заверив участников процесса, что «не хотели никому причинить зла», попросили суд «не судить их строго». В результате приговор был смягчен, потому что девушки активно сотрудничали со следствием.
Наталья Баранникова в феврале этого года попала в аварию и получила травму позвоночника, которая привела к полному параличу рук и ног. Женщина не могла самостоятельно держать голову, сидеть в инвалидной коляске. Судя по материалам предварительного следствия, Наталья не раз просила знакомых, чтобы они помогли ей уйти из жизни. Чаще всего жалобы парализованной приходилось выслушивать Марте Шкермановой, жившей этажом выше. В начале августа Марта не выдержала и согласилась. Возможно, решающим аргументом послужило то, что Баранникова предложила девочке за «работу» свои ювелирные украшения. Однако 14-летняя Марта не решилась самостоятельно убить парализованную и позвала на помощь подружку из соседнего подъезда. Сначала девочки пытались усыпить жертву безболезненно: предложили ей принять огромную дозу феназепама. Однако Баранникова отказалась, сказав, что у нее слишком здоровое сердце, и таблетки не подействуют. Тогда подруги попытались ввести в вены Наталье воздух – и тоже безрезультатно. В конце концов пришлось душить парализованную женщину веревкой. Как рассказал адвокат Марты Владимир Ревенко, «девочкам было страшно, они плакали и несколько раз хотели отказаться от убийства. Но Наталья Баранникова кричала: да что же вы, даже задушить не можете!». Труп матери обнаружила восьмилетняя дочь, которая возвратилась с прогулки.
Уже в ходе суда Марта, заявила, что Баранникова около полугода убеждала ее, что лишение жизни в данном случае – не преступление, а благое дело. Марта говорила: «Я ни о чем не сожалею и ни в чем не раскаиваюсь. Мне кажется, что я совершила добрый поступок. Ну, вроде как старушку через дорогу перевела».
Однако несколько близких подруг Баранниковой настаивают: молодая женщина была не из тех, кого могут сломить несчастья. Даже будучи парализованной, она продолжала бороться, не теряла присутствия духа.
В ряде стран эвтаназия разрешена законодательно. Первой страной, в которой парламент узаконил эту меру, стала Голландия. Это произошло в начале 1992 года. Согласно определению голландского законодательства «эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом». Примеру Голландии последовали некоторые другие законодательные органы различных стран. Сейчас эвтаназия разрешена в Соединенных Штатах (штат Орегон), в Бельгии, Франции, Швейцарии, Израиле. Правда, и тут есть свои нюансы. Так, например, в отличие от Голландии и Бельгии, где разрешена активная эвтаназия (с помощью специальной инъекции), в Швейцарии, Финляндии, Израиле и США речь идет только о пассивной, когда безнадежно больной сам просит отключить его от аппаратов искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения. В 1996 году эвтаназию разрешили на северных территориях Австралии, но впоследствии ее снова объявили вне закона.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно пытаются покончить с собой 7 миллионов человек, из них 500 тысяч – удачно. Проблема суицида приобретает совершенно иное значение для людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Вынужденные терпеть адские боли, они нередко просят врачей и родственников избавить их от мучений. Медработник оказывается перед выбором: нарушить клятву Гиппократа или продолжить спасать погибающего человека, не задумываясь над тем, насколько это гуманно.