Утром 13 июля в Париже были подписаны два российско-американских соглашения. Одно из них прекращает антидемпинговые меры в отношении горячекатанной стали. В соответствии с ним, Россия может поставлять США в среднем свыше 400 тыс тонн в год. В 2000 году поставки составят 325 тыс тонн, в 2001 - 465, в 2002 - 665,в 2003 - 728 тыс тонн. Другое соглашение устанавливает объемы поставок стали по 15-ти видам продукции общим объемом 2,7 млн тонн.
Как сообщил на пресс-конференции 13 июля в Москве министр торговли Михаил Фрадков, в результате переговоров США согласились увеличить объемы разрешенных поставок стали из России. Те объемы поставок, которые были ранее оговорены американцами, не имели для России никакого экономического смысла, сказал министр.В частности, по горячекатанному и холоднообработанному прутку по сравнению с более ранними вариантами соглашения квоты увеличены на 30-40%. Из-под ограничений выведен экспорт российской проволоки и инструментальной стали. Увеличены квоты на поставки нержавеющей стали.
Соглашения предполагают проведение систематических консультаций о возможности пересмотра принятых решений в сторону увеличения квот, если ситуация на рынке улучшится. По словам министра, следующие консультации по условиям экспорта российской стали состоятся в конце июля в Вашингтоне в рамках переговоров премьера РФ Сергея Степашина с вице-президентом США Альбертом Гором. Любая из сторон вправе выйти изсоглашения, предварительно уведомив противоположную сторону.
Соглашения дают возможность экспортировать в США в 2000-20003 годах 2,3 млн тонн горячекатаной стали и в 1999-2003 гг. - 1,7 млн тонн холоднокатаной стали на общую сумму 1,2 млрд долл. Тем не менее, в соответствии с условиями подписанных соглашений российский экспорт оцинкованной стали в США по сравнению с 1998 г. сократится на 40 тыс. т., чугуна - на 200 тыс. т., холоднообработанного и горячекатаного прутка - на 100 тыс. т. Общие потери российских поставщиков холоднообработанного и горячекатаного прутка составят 250 млн долл. за 5 лет. Но если бы соглашения вообще не удалось заключить, то потери российских экспортеров стали за этот же период составили бы около 1,5 млрд долл.
В дипломатических терминах итоги переговоров с американцами сформулировал представитель МИД Владимир Рахманин: договоренности содержат "несколько крайне жестких для РФ положений", однако если бы не они, могло произойти "практически полное закрытие важного для нашей промышленности американского рынка". Проблемы с российским экспортом в США, по словам Рахманина, связаны с незакрепленностью в американском антидемпинговом законодательстве статуса России в качестве страны с рыночной экономикой. Российские дипломаты намерены "последовательно и твердо добиваться получения такого статуса".
Что касается металлургов, то они относятся к соглашению без энтузиазма, но нарушать его не собираются. Президент российского Союза экспортеров металлопродукции Серафим Афонин отметил, что особенно сильно ущемлены интересы производителей труб и спецсталей, которые только выходят на американский рынок. На Магнитогорском металлургическом комбинате настроены философски: "соглашение, конечно, практически закроет нам рынок, однако, в условиях того, что в течение более чем года с начала антидемпинговых расследований мы вообще ничего не поставляем в США, никаких серьезных изменений для предприятия оно не принесет." Основной экспорт комбинат уже переориентировал на азиатские рынки. Для АО "Северсталь" соглашение будет иметь положительный эффект, поскольку в соответствии с ним будут прекращены два антидемпинговых иска против предприятия. Даже в условиях сравнительно небольших квот и установления минимальных цен на некоторую продукцию "Северстали" выгодно поставлять ее в США.
По материалам агентства «Интерфакс» и РИА "Новости".