Сегодня в Москве совершено очередное нападение на иностранного гражданина на почве национальной нетерпимости.
В вагоне метро во время движения поезда между станциями «Курская» и «Комсомольская» на 30-летнего египтянина Самеха Ахмеда Абдулазиза напали шестеро молодых людей в возрасте 18-20 лет, избили его и похитили сотовый телефон. Пострадавший получил сотрясение мозга и был направлен в больницу.
По словам пострадавшего, нападавшие были коротко стрижены, одеты в черные куртки и черные джинсы. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 162 ч. 2 УК России («разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия»). И опять же никто не говорит о национальной или расовой подоплеке дела.
В последнее время по всей территории Российской Федерации участились случаи расистских нападений на тех, кого называют «черными», — кавказцев, выходцев из Средней Азии и иностранцев с неславянскими чертами лица. На прошлой неделе в трех различных регионах России было убито три человека.
14 октября в пригороде Москвы группа молодых людей погналась за двумя узбекскими рабочими и стала их избивать под крики: «Россия для русских!» Один из них, 39-летний Ихтиёр Саноев, получивший ножевые ранения, скончался в больнице. В тот же день в дальневосточном городе Чита был забит до смерти выходец из Китая. В пятницу вечером в Санкт-Петербурге молодой вьетнамский студент Ву Ань Туан, возвращавшийся домой с вечеринки, был избит бритоголовыми юнцами и умер от ножевых ранений.
Несмотря на очевидные факты, власти не спешат квалифицировать подобные случаи как акты расизма, ограничиваясь формулировками «хулиганство» и «разбойное нападение». Чаще всего подобные инциденты остаются вообще без внимания со стороны милиции, правоохранительные органы крайне неохотно занимаются их расследованием. Иногда заявления забирают сами жертвы нападений, опасающиеся еще больших неприятностей.
После захвата заложников в Беслане в сентябре (тогда погибло от 350 до 500 человек) открытые призывы к «охоте на приезжих» звучат все чаще. Официальная риторика Кремля по поводу «внешнего и внутреннего врага», пытающегося уничтожить Россию, лишь усилила повсеместную ксенофобию. Борьбу с терроризмом многие экстремистские группировки понимают по-своему. По-своему и борются.
При этом правоохранительные органы не только не защищают граждан-иностранцев, но и зачастую сами провоцируют нападения на расовой почве. Чего стоит случай, произошедший на выходе из станции метро «Выхино» 11 августа, когда милиционеры избили полковника авиации в отставке, бывшего депутата Госдумы, Героя России Магомеда Толбоева.
И совсем уж дикий случай произошел 31 июля, когда сержант УВД на Московском метрополитене задержал двух «зайцев» из Таджикистана, которые к тому же не имели при себе регистрационных документов. Таджики всерьез не восприняли угрозу милиционера пристрелить одного из них. Тогда страж порядка действительно выхватил пистолет и выстрелил в голову одного из гастарбайтеров. По счастливой случайности пострадавший выжил: пуля прошла через рот и шею.
Иностранные студенты и гастарбайтеры на сегодняшний остаются «группой риска» для различных экстремистских организаций.
Учащиеся санкт-петербургских вузов уже многократно проводили митинги и требовали защитить их: «Мы приезжаем сюда учиться, а нас убивают!». Однако пока власти не признают само наличие такой проблемы как расизм в российском обществе, решить ее будет невозможно.