будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна

Рожденные в СССР

Границы

Покойный СССР никогда по настоящему не интересовало кто, как и зачем живет на той или иной территории, «республика», «область», «край» были понятиями во многом абстрактными, для чиновников было важно отслеживать с помощью строгой паспортной системы перемещение трудовых единиц с одной великой стройки на другою. По настоящему проблема миграции дала о себе знать в последние годы существования СССР, когда страна столкнулась с проблемой республиканского и регионального сепаратизма.

После землетрясения в Спитаке, столкновений в Оше и Дубоссарах на горизонте замаячила незнакомая до того фигура беженца. Однако никакой осмысленной миграционной политики по этому вопросу выработано не было, а распад СССР усугубил проблемы до того, что развитие событий приняло совершенно неуправляемый характер. К беженцам добавились самые разные группы граждан: военные из расформированных округов с чадами и домочадцами, строители завербованные как по так называемому оргнабору так и шабашники, разведенные жены, студенты и аспиранты, бабушки, отправившиеся пожить к внукам.

Одним из первых законов, принятых в 1991 году был закон «О гражданстве РФ»: Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР, было необходимо определить юридический статус людей, которые находятся на ее территории. По этому закону гражданами Российской Федерации признавались все люди, которые постоянно проживали на ее территории к моменту вступления закона в силу. Закон «О гражданстве» очертил сразу две границы — территориальную и временную (дата вступления закона в силу). По обе стороны этих границ оказалось огромное количество людей, которые по разным причинам не смогли, а иногда и не могли, заявить о своем гражданстве или о том, что они хотят быть гражданами других государств.

Те, которые здесь

Госкомстат не в состоянии привести ни одной внятной цифры о количестве граждан бывшего СССР, живущих в данный момент на территории России, лишь приблизительно, с очень большой долей условности можно вычленить несколько групп, у которых возникают различные проблемы, связанные с неопределенностью их юридического статуса.

Первая, довольно многочисленная группа, это мигранты, которые к 6 февраля 1991 года постоянно проживали на территории России, однако постоянно нигде прописаны не были — это уроженцы союзных республик, которые приехали учиться в РСФСР в восьмидесятых годах, строители, военные. После 1991 года к этой группе присоединились нелегалы из стран СНГ, которые, пользуясь безвизовым въездом в Россию, покупали жилье и оставались жить на этой территории без соблюдения стандартных процедур получения вида на жительство и принятия гражданства.

Все эти люди и их семьи сталкиваются с проблемой неопределенности своего юридического статуса в тот момент, когда возникает необходимость использования документов, удостоверяющих личность.

Проблема, как правило, заключается в том, что паспорта СССР становятся не действительными или теряются, а получить паспорт гражданина Российской Федерации им не удается, так как они не могут доказать свое постоянное проживание на территории РФ до вступления в силу закона РФ «О гражданстве». Обратиться в суд с иском о признании гражданства они тоже не могут, потому единственный документ, на основании которого ведется все российское судопроизводство — паспорт.

Другая группа — люди, которые хотят уехать из России на родину, но не могут этого сделать. В начале девяностых годов, когда в странах СНГ проходили вооруженные конфликты по поводу государственных границ или этнические и идеологические чистки, люди, пользуясь паспортом гражданина СССР, приезжали в Россию чтобы переждать трудные времена становления государственности в своих странах. Постепенно в большинстве стран СНГ появились национальные паспорта, а на границе был установлен визовый режим.

Паспорт гражданина СССР стал не действителен, и люди вынуждены проводить время в российских судах и посольствах своих стран, пытаясь доказать что они во-первых, не россияне, во-вторых, граждане своих стран, затем получить необходимые документы и только потом пересечь российскую границу.

Все это время нелегалы не могут пользоваться услугами врачей, не имеют политических и имущественных прав, с них берут большие взятки за поступление детей в детские сады и школы, пенсионеры и инвалиды не получают пенсий.

Те, которые там

По ту сторону границы тоже есть те, кто считают себя гражданами России и мечтают вернуться, потому что родились на ее территории или имеют там родственников.

Большую часть их составляют потомки насильственно депортированных в сталинские времена, заключенные, отбывавшие наказание вне пределов РСФСР, а также военные, служившие на территории союзных республик и их семьи. В принципе их гражданство устанавливается в соответствии со статьями 18 и 19 действующего закона «о гражданстве РФ», если бы опять не возникала проблема документов, удостоверяющих личность.

Документы, которые, как правило, имеются в их распоряжении: справка об освобождении, удостоверение личности офицера советской армии, просроченный паспорт гражданина СССР не могут подтвердить гражданство человека и по сути никому не интересны как и их владельцы. Соответственно, на основании этих документов не может быть выдан российский паспорт.

Для того чтобы попасть на родину, этим жертвам бумажных конструкций чиновников приходится тратить много времени и сил, изобретать хитроумные способы возвращения себе российского гражданства.

Хорошо известно, с какими проблемами сталкиваются граждане СССР в странах Балтии, реже говорят о положении рожденных в СССР в государствах Средней Азии и Закавказья.

В начале девяностых эти страны испытывали существенный отток населения, поэтому были вынуждены принять более гибкие законы о гражданстве, упрощенную процедуру натурализации и выдачи паспорта. Гражданин СССР сначала принимает гражданство страны, на территории которой находится, а потом, имея на руках паспорт, обращается в российский суд с иском о признании его гражданином Российской Федерации. В общей сложности процедура натурализации и признания российского гражданства занимает от полутора до двух лет.

Как они будут жить дальше

Когда в Думе готовился проект нового закона «О гражданстве», стала видна раскладка сил и разница в отношении к легализации граждан бывшего СССР в зависимости от регионов. Депутаты из южных регионов, которые испытывают наплыв нелегалов, а так же представители столицы, высказывались за то, чтобы граждане СССР, которые хотят принять гражданство проходили бы процедуру на общих основаниях. То есть писали запросы о принятии гражданства в миграционную службу, ждали бы срока, необходимого для натурализации, проходили бы тест на знание русского языка и т.д. В общей сложности такая процедура будет занимать 5 — 7 лет. Северяне позволили себе быть более демократичными. Их предложение, которое озвучил депутат Алкснис, состояло в том, чтобы установить для граждан СССР так называемую «льготную» процедуру гражданства, которая предусматривает регистрацию человека в качестве гражданина РФ без каких либо долгих ожиданий и экзаменов. Пока победили северяне. Слово за Советом Федерации.

Но там тоже не все так просто. В отличие от думских депутатов, людей безответственных и склонных к популизму, губернаторам в первую очередь приходится думать об интересах своих регионов. Именно поэтому на них меньше действуют душераздирающие рассказы о дискриминации соотечественников в странах бывшего СНГ и больше — статистика преступлений, совершенных мигрантами, а так же размышления о том, сколько легализованных мигрантов будет претендовать на рабочие места в регионе. Крайний случай такого отношения к проблеме — краснодарский губернатор Ткачев, по негласному распоряжению которого, местные ораны внутренних дел всячески препятствуют легализации граждан СССР, а потом и вовсе их депортируют.

Если все таки победит либеральный подход, принятие гражданства для граждан СССР буде выглядеть следующим образом. Человек, родившийся на территории России, приходит в российское консульство и пишет заявление о признании себя гражданином РФ, предъявляет свидетельство о рождении и после этого ему выдадут соответствующий документ (вкладыш в паспорт). Если человек находится на данный момент на территории России, ему будет можно пройти ту же самую процедуру в паспортном столе по месту жительства.

Все бы ничего, но не разрешенной остается маленькая, но существенная деталь. В законе «О гражданстве» ни слова не сказано о том, что делать с теми людьми, которые считают себя гражданами РФ, но не имеют на руках документов, подтверждающих личность? Судя по всему, такими случаями будет заниматься Федеральная миграционная служба, которая недавно была создана заново и теперь подчиняется МВД. Но сколько будет длиться установление личности и документов к ней не знает никто.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).