будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна
Конрадова Наталья

Русский Шрек в эпоху сетевой демократии

На детских каникулах запустили мультфильм про Алешу Поповича и Тугарина Змея. Мы решили посмотреть продвинутую отечественную мультипликацию, рекламная кампания которой обещала “наш ответ Чемберлену” - блокбастер про русского богатыря, его нежную подругу, боевую бабку и других без пяти минут диснеевских героев.

С первых же кадров напряженное ожидание идеологического подвоха улетучилось: весело и с огоньком пестрая компания двигается к неизбежной победе над половецким ханом; назойливый говорящий конь блистает интеллектом; вокруг - дремучие ели и жизнерадостные березки, а вместе с ними трава, горы, деревни и города. Слабый на мозги молодец размахивает богатырским мечом и ищет, как его пристроить к делу. Все без исключения герои становятся серьезными только однажды: когда речь заходит о народной воле и общих деньгах.

Конечно, Тугарин Змей сильно смахивает на главного гунна из “Мулан”, конь Юлий – пародия на и без того кичевого осла из “Шрека”, а дома и церкви a-la russ мы тоже где-то уже видели (всплывает то ли “По щучьему велению”, то ли “Царь Салтан”, а еще точнее – “мультипликационная” живопись Ильи Глазунова). Но кому какое дело, если красиво и смешно? И можно ли вообще снять нечто смешное (сегодня это означает “пародийное”), но при этом ни на что не похожее?

Надо сказать, прототип мультяшки, “настоящий” Алеша Попович – далеко не самый богатырский богатырь в русских былинах. Он хитрый и коварный, он “бабий пересмешник”, у него “руки загребущие”, он безответственно охмуряет чужих сестер. Илья Муромец, например, гораздо фундаментальнее: у него и силы больше, и чувство к родине отчетливее, и простоты славянской – хоть отбавляй. В общем, для идеологически прямолинейного мультфильма Алеша Попович не годится. А вот для ироничной комедии – то, что надо. Правда, все хитроумие он по дороге в сценарий растерял, оставив только боевую смелость и любовь к слабому полу.

Пародийный жанр приносит массу удовольствия, но ни капли национальной идеи, даже если главным персонажем делается наше последнее оружие, очередное “наше все” - русский богатырь, морально устойчивый рубаха-парень. Да, нехорошие вышибалы из лесного казино, нарисованные в точности по лекалам самого Алеши, воспринимаются совсем иначе (отличие этих персонажей лежит в поведении, а не во внешности). Но “национальная идея” из морали все равно не вырастает.

Знакомые мне родители по-разному решают проблему идеологического воспитания детей. Бывает, они устраивают разбор жизненных ситуаций и чувства родины на пионерских подвигах Васька Трубачева или на старых фильмах о войне. Для них совершенно неважно, за что именно клали (или готовы были положить) жизни эти герои, а важно, что поступки бывают плохими и хорошими. Правда, тем, кто не может отделить победу в Великой Отечественной войне от репрессий 1930-х, приходится туго.

Есть и те, кто выстраивает образ родины на дореволюционных сюжетах. В понятие Российской Империи попадает и дворянская культура, и купеческая деловитость, и институт частной собственности, а с ними – меценатство, православие. Тем, кто не может отделить процветание императорской страны от наследуемой централизованной власти и подавления соседних государств, приходится снова туго.

Новой системы отсчета не существует. У тех, кому приходится туго, - явные проблемы с собственным пониманием родины, не говоря уже о дальнейшей трансляции его детям. В то же время новое российское кино и мультипликация продолжают поиски себя, а заодно и “национальной идеи”. Некоторым все равно, будет на экране американский монстр или Алеша Попович, а другим русский богатырь показался давно искомой “шрекотерапией”.

Разумеется, все эти проблемы решают только взрослые, да и то меньшинство. Сами дети уже давно с гораздо большим удовольствием смотрят вовсе не мультипликационную фантастику. Говорят, приходит новое время “визуальной культуры”. Ее сынам и дочерям интересна не рисованная “неправда”, а компьютерная симуляция реальности – такая, чтобы была большей правдой, чем сама “реальная” реальность. Именно тут в ход идут высокие технологии иллюзии – от антиутопической “Матрицы” до утопического “Властелина кольца”. Поэтому несмотря на всю свою “блокбастерность”, “бестселлером” “Алеша Попович” не станет, хотя будет, несомненно, более кассовым, чем предыдущие мультики Константина Бронзита – изящные короткометражки вроде “На краю земли”.

Кажется, сценариста мультипликаторы нашли через Интернет, ему семнадцать лет, живет в Днепропетровске. Если так, то наш “блокбастер” намекает на новый поворот – к эре тотальной эстетической демократии и торжества народного таланта, наступающей благодаря Сети. Но это уже совсем другая история.

Конрадова Наталья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).