Борьба с монополизмом, похоже, вскоре наконец дойдет до смартфонов россиян. Во всяком случае, ФАС собирается обязать всех производителей импортируемых в Россию аппаратов устанавливать на них отечественное ПО. IT-гиганты пока не рады такой перспективе.
Законодательство, обязующее производителей смартфонов и компьютеров предустанавливать на них отечественные аналоги мобильных приложений и программных продуктов, должно быть подготовлено к апрелю 2019 года, следует из финальной версии разработанной ФАС «дорожной карты» по развитию конкуренции на 2018–2020 годы. Копия документа есть у «Коммерсанта», он уже направлен на согласование в правительство.
Если все идеи будут реализованы, то производители также должны будут обеспечить пользователям возможность полностью удалять предустановленные программы, исключение будет сделано только для сервисного ПО, которое обеспечивает работоспособность смартфона.
По мнению ФАС, нововведения позволят создать условия и возможности для выбора и замены продуктов потребителями.
В начале апреля, когда «дорожная карта» была представлена впервые, в ФАС говорили, что ведомство получает множество жалоб граждан «на сервисные приложения на телефонах, смартфонах, планшетах, которые устанавливаются автоматически и без возможности удаления». В их число, по мнению ФАС, входят браузер, почта, аудиоплеер и другие.
В прошлый раз Федеральная антимонопольная служба вмешивалась в ПО смартфонов в 2015 году, тогда ведомство потребовало от компании Google устранить нарушения закона о конкуренции «в части злоупотребления доминирующим положением на операционной системе Android». ФАС хотела, чтобы корпорация не ограничивала возможность продавцов устанавливать на смартфоны приложения других разработчиков, чтобы пользователи могли изменить поисковую машину в браузере Chrome и установить другой виджет поиска. Тогда дело против Google было инициировано компаний «Яндекс».
Антимонопольная служба, по всей видимости, старается помочь российским разработчикам софта, однако, как показывает статистика, они и без государственной поддержки способны конкурировать. По данным компании App Annie, по итогам 2017 года отечественные мобильные приложения заняли 11 мест в топ-20 по числу загрузок. В лидерах оказались VK от «ВКонтакте», «Сбербанк Онлайн», «Юла» от Mail.ru Group, Avito, «Яндекс.Браузер», «Одноклассники», Joom, поиск «Яндекса», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Навигатор» и «Мой МТС».
Производители электроники, по всей видимости, не в восторге от предложения ФАС. Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов считает, что конкуренция между приложениями должна регулироваться самим рынком, и уже сегодня для этого нет преград. «Кроме того, нет понимания, каким образом мировые вендоры оборудования будут исполнять требования по предустановке приложений для локального российского рынка», — отметил он.
Гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко считает, что «Безальтернативная замена импортного продукта на отечественный не имеет очевидной выгоды для российских потребителей». «А предустановка платных продуктов, дублирующих функциональность, вероятно, увеличит конечную стоимость ПК или смартфона»,— предполагает он.