И назовёт меня вся сущий в ней язык... Пушкин сегодня родился. Ага, тот самый, который за квартиру и дрова платить будет. Что определяет каждого из нас? То самое – Cōgitō ergō sum Декарта – я мыслю, следовательно, существую. Но как мыслю? При помощи символов – птичка, солнце, лев? Цифр? Или языка? Сегодня, кстати, День русского.
И тут прямая связь с Пушкиным, который наш современный язык, несмотря на все нынешние флексить, кринжить, рофлиться и агриться, создал. Русский определяет каждого. Мировоззрение человека. Способ познания мира. «Мама» – мы произносим с русским акцентом, как и радистка Кэт из «17 мгновений весны». И мы все понемногу состоим из Пушкина, Толстого, Чехова, Прилепина и Дани Милохина. Важны пропорции. Тех, в ком Дани Милохина прям сильно больше Пушкина, мне жаль.
Русский язык сегодня подобен Аральскому морю. Он стремительно оставляет территории, усыхает. Да, он пока глобален, но вместо прежних 350 млн накануне распада СССР, число владеющих им сократилось до примерно 270 млн. Огромный скачок всего-то за 30 с небольшим лет. Это не естественная катастрофа. Не метеорит прилетел. Это сознательная поступь враждебной к нашей стране и нашей нации геополитики. Последний сволочной закон Зеленского о коренных народах Украины лыко в ту самую строку. Русские – не коренной, оказывается, народ на Полтавщине, Херсонщине, Харковщине, Черниговщине, наконец, в Киеве. А какой? В бывших республиках русский сознательно, планомерно, последовательно вытесняют из всех сфер жизни – политической, культурной, научной и образовательной, даже экономической. Русских детей перепрограммируют против их воли, против воли родителей. Заставляют превращаться в латышей, эстонцев, казахов, кого угодно, бомжей и манкуртов. Главное, чтобы они перестали быть русскими. Носителей русского маргинализируют в хвост и в гриву, а мы смотрим на это как Илья Муромец, сидя на печи.
Так шло, пока не случился Донбасс. Там нашлись люди, желающие себя сохранить. Они борются, в том числе, за русский. Нужно сказать, что общий настрой политической элиты России к проблеме сокращения ареала русского характеризуется словом – равнодушие. Элита экономическая десятилетиями якшалась и продолжает с националистами и русофобами в разных странах. Для феодалов деньги, прибыль, рентабельность важнее вопросов идентичности и людей. Только одну партию могу назвать – СРЗП, а прежде всего Захара Прилепина с товарищами Николаем Стариковым, Сергеем Михеевым, Александром Казаковым, Николаем Новичковым – им не всё равно. Они провозгласили и пытаются последовательно отстаивать курс на ирредентизм пространства русского языка. Их и хочу поздравить с праздником в первую очередь. А также всех, кто готов присоединиться. Потому что сама собой проблема не рассосётся. И при отсутствии политической воли, останется от прежнего русского Аральского моря одна солёная лужа. Да и непонятно – останется ли? Русская культура, язык – они словно река, в которую стоит раз вступить и уже не остановиться – подхватит и понесёт, наполняя живительными соками, рассказывая удивительные сказки:
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет! – и это опять Пушкин. С него и начали, им и закруглимся.